Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Огромную роль в развитии образования на селе сыграла педагогическая деятельность выдающегося русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. Великий писатель России всю свою огромную творческую жизнь связывал не только с литературным трудом, но и с обучением сельских ребятишек, чтобы на земле русской появились новые Пушкины и Ломоносовы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3


Общая характеристика школы……………………………………….4


Организация учебного процесса………………………………………5


Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе……..…………………………………………..7


Заключение…………….………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Доклад Яснополянская школа Л.Н. Толстого.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………….3

 

 

Общая характеристика школы……………………………………….4

 

 

Организация учебного процесса………………………………………5

 

 

Педагогические  взгляды Л. Н. Толстого,  опыт обучения в Яснополянской школе……..…………………………………………..7

 

 

Заключение…………….………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромную роль в развитии образования на селе сыграла педагогическая деятельность выдающегося русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. Великий писатель России всю свою огромную творческую жизнь связывал не только с литературным трудом, но и с обучением сельских ребятишек, чтобы на земле русской появились новые Пушкины и Ломоносовы.

Педагогическая деятельность Толстого началась в 1849 г. В Крапивенском уезде Тульской губернии он стремился открыть как можно больше школ для крестьянских детей. Сам выступил в роли учителя и первоначально учил детей в Ясной Поляне по традиционной системе. Эта работа не оставила большого следа в его педагогических поисках.

Наиболее заметный след Л. Н. Толстой оставил как педагог  и исследователь процесса обучения младших школьников в 60-е годы XIX в. (с 1859 по 1862 гг.) В этот период Яснополянская  школа была превращена в настоящую  педагогическую лабораторию. В ней  Лев Николаевич со своими учителями-единомышленниками  стремился отыскать новые подходы к организации всей школьной жизни, по-новому определить содержание, методы и формы обучения.

В 1862 г. деятельность Толстого была прервана. В отсутствии писателя царские жандармы бесцеремонно провели  обыск в школе под предлогом  якобы наличия в ней запрещенной  политической литературы и типографии. Обыск оказался безрезультатным. Толстой был крайне возмущен поведением жандармов, их произволом. Работа в школе была приостановлена. Толстой в то же время не оставлял мечты о педагогической деятельности.

В конце 60-х годов возобновляется работа в Яснополянской школе. Толстой  создает «Азбуку для детей». В 70-е годы, учтя критические замечания, публикует «Новую Азбуку». В этот период писатель пишет замечательные  статьи: «О народном образовании» (1874 г.), «Правила для педагогических курсов» (1874 г.), «О жизни» и др.

Педагогическая деятельность Толстого продолжалась в 80-е и 90-е  годы. Однако этот период, как и 900-е  годы, в нашей современной историко-педагогической литературе мало освещен, а нередко и искажен. Педагогическую деятельность Толстой не оставлял до последних дней жизни.

За три дня до ухода  из Ясной Поляны (25 октября 1910 г.) Лев  Николаевич посетил свою Яснополянскую  школу, попросил учителя раздать  детям ранее принесенные им книги  и, убедившись, что учитель не успел  этого сделать, сам раздал книги вместе с детским журналом «Солнышко».

Его педагогический эксперимент  длился в Тульской губернии несколько  лет, за это время Л.Н. Толстой  открыл несколько школ для крестьянских детей, но дольше других действовала  Яснополянская школа, которая  являлась основной базой опытно-экспериментальной работы. Одновременно с работой в школе Л. Н. Толстой стал выпускать журнал «Ясная Поляна», где публиковал свои педагогические статьи по вопросам народного образования, деятельности Яснополянской школы.

 

 

Общая характеристика школы

 

Созданная им школа была бесплатной, в ней обучалось 30-40 детей  в возрасте 7-13 лет. Девочек десятый, шестой процент, - от 3 до 5 .  Занятия проводились с 8 часов утра до 2 часов вечера, после чего отводилось время на обед и отдых, затем занятия возобновлялись и продолжались до 8-9 часов вечера.

Начинающих в школе  нет.  Младший класс читает, пишет, решает задачи 3 первых правил арифметики и рассказывает священную историю.

Предметов 12, классов 3, учеников всех 40, учителей 4, уроков в продолжение  дня от 5 до 7.

Учителей четыре. Два старых - уже два года учат в школе, привыкли к ученикам, к своему делу, к свободе  и внешней беспорядочности школы. Два учителя новых - оба недавно  сами из школы - любители внешней аккуратности, расписания, звонка, программ и т.п., не вжившиеся в жизнь школы так, как первые.

Школа помещается в двухэтажном  каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна - кабинетом, две - учителями. На крыльце, под навесом, висит колокольчик  с привешенной за язычок веревочкой; в сенях внизу стоят бары и  рек (гимнастика), наверху в сенях - верстак. Лестница и сени истоптаны  снегом или грязью; тут же висит  расписание.

Всякий год в школе бывает человека 3 - 4 взрослых. Для взрослых, поодиночке ходящих в школу, порядок школы весьма неудобен. Они, по своим годам и по чувству достоинства, не могут принять участия в оживлении школы, не могут отрешиться от презрения к ребятам и остаются совсем одиноки. Они приходят, большей частью, доучиваться, уже кое-что, зная, и с убеждением, что учение есть только то самое заучивание книжки, про которое они слыхали или которое даже испытали прежде. Для того чтобы придти в школу, ему нужно было преодолеть свой страх и дичливость, выдержать семейную грозу и насмешки товарищей. И, кроме того, он постоянно чувствует, что каждый потерянный день в школе есть потерянный день для работы, составляющей его единственный капитал, и потому все время в школе он находился в раздраженном состоянии поспешности и усердия, которые больше всего вредят учению. Когда взрослым случалось петь или рисовать, или слушать рассказ истории, или смотреть опыты, - видно было, что они покорялись жестокой необходимости и, как голодные, оторванные от своего корма, ждали только минуты опять впиться в книгу с азами. Вообще взрослые  не нашли себе места в Яснополянской школе.

Многие из первых учеников выходили из школы, потому что родители их сочли учение нехорошим; многие, выучившись читать и писать, бросили  ходить. Из соседних небогатых деревень привозили сначала, но уходили из-за неудобства ходить. Оставались в Яснополянской  школе дети яснополянских мужиков, которые ходят по зимам, летом  же, с апреля по половину октября  работают в поле, и дети дворников, приказчиков, солдат, дворовых, целовальников, дьячков и богатых мужиков, которые привезены верст за тридцать и пятьдесят.

 

 Со временем взгляд  народа на школу много изменился  с начала ее существования.  Теперь же в народе говорили, что в Яснополянской школе  всему учат и всем наукам. Одни  отдавали в школу детей из  тщеславия, другие отцы полагают, что наука очень выгодна, большинство же отдает детей бессознательно, подчиняясь духу времени. Из этих мальчиков, составляющих большинство, самое радостное явление представляли  мальчики полюбившие учение, отцы покорялись уже желанию детей и сами чувствовали, что что-то хорошо делается с их детьми, и не решались брать их из школы.

 

Организация учебного процесса

 

Занятия проходили по урочной  системе. Создавая новый дух школы, основанный на общегуманистических, общечеловеческих ценностях, Л. Н. Толстой по-новому подошел и к определению содержания обучения. Предметы разделялись по расписанию следующим образом:

1) чтение механическое  и постепенное;

2) писание; 

3) каллиграфия; 

4) грамматика;

5) священная история; 

6) русская история; 

7) рисование; 

8) черчение;

9) пение; 

10) математика;

11) беседы из естественных  наук 

12) закон Божий.

Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям, и сообразно  тому составляют себе планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованиям.

В школе не было ни оценок, ни наказаний. Не было и строгого режима дня, хотя на занятия никто и никогда  не опаздывал.

Порядок учения следующий: часов  в восемь учитель, живущий в школе, любитель внешнего порядка и администратор  школы, посылает одного из мальчиков, которые  почти всегда ночуют у него, звонить.

На деревне встают с  огнем. Табунное чувство уже давно  исчезло в учениках. Все самостоятельнее  и самостоятельнее делаются личности и резче их характеры. С собой  никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают.

 Девочки не мешаются  с ребятами. Когда ребята затевают  что-нибудь с девочками, то  никогда не обращаются к одной  из них, а всегда ко всем  вместе: "Эй, девки, что не катаетесь?", или: "Девки-то, вишь, замерзли!".

Садятся ученики, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. Девочки садятся всегда вместе. Друзья, односельцы, особенно маленькие (между ними больше товарищества), - всегда рядом.

Внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. Во-первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны. Во-вторых, в этом, как и во многих подобных случаях, насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе. Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те, же потребности, какие и мы, и теми, же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться.

Учителя, не испытавшие такого беспорядка или свободного порядка, подумают, что без учительского вмешательства беспорядок этот может иметь физически вредные последствия: перебьются, переломаются и т.д. В Яснополянской школе не больше, как раз в неделю случится, что поплачет кто-нибудь, и то не от боли, а от досады или стыда. Побоев, синяков, шишек, кроме не более двух случаев за все лето при 30 и 40 учениках.

Часа в 2 проголодавшиеся ребята бегут домой. Несмотря на голод, они, однако, еще остаются несколько минут, чтобы узнать, кому какие отметки. Отметки, в настоящее время не дающие никому преимущества, страшно занимают их. Отметки служат для них самих оценкой их труда, и недовольство отметками бывает только тогда, когда оценка сделана неверно. Беда, ежели он старался и учитель, просмотрев, поставит ему меньше того, чего он стоит. Он не дает покою учителю и плачет горькими слезами, ежели не добьется изменения. Дурные отметки, но заслуженные, остаются без протеста.

В первый после обеда урок, после роспуска, собираются точно  так же, как утром, и так же дожидаются учителя. Большей частью это бывает урок священной или русской истории, на который собираются все классы. Урок этот начинается обыкновенно еще  сумерками. Учитель становится или  садится посередине комнаты, а толпа  размещается вокруг него амфитеатром: кто на лавках, кто на столах, кто  на подоконниках.

Все вечерние уроки, а особенно этот первый, имеют совершенно особенный  от утренних характер спокойствия, мечтательности и поэтичности.

Придите в школу сумерками - огня в окнах не видно, почти  тихо, только вновь натасканный снег на ступени лестницы, слабый гул  и шевеленье за дверью, да какой-нибудь мальчуган, ухватившись за периллы, через две ступени шагающий наверх по лестнице, доказывают, что ученики в школе. Войдите в комнату. Уже почти темно за замерзшими окнами; старшие, лучшие ученики прижаты другими к самому учителю и, задрав головки, смотрят ему прямо в рот.

Когда идет новый рассказ - все замерли, слушают. Когда повторение - тут и там раздаются самолюбивые  голоса, не могущие выдержать, чтобы  не подсказать учителю. Впрочем, и старую историю, которую любят, они просят учителя повторить всю своими словами и не позволяют перебивать учителя. Но вот учитель кончил рассказывать, и все поднимаются с места и, толпясь к учителю, перекрикивая один другого, стараются пересказать все, что удержано ими.

По вечерам вообще меньше возни, криков, больше покорности, доверия  учителю. Особенное отвращение заметно  от математики и анализа, и охота  к пению, к чтению и особенно к  рассказам. Часов в 8 уже глаза  соловеют, начинают позевывать, свечки темнее горят - реже снимают, старшие  удерживаются, младшие, худшие, засыпают, облокотившись на стол, под приятные звуки говора учителя. По вечерам  бывает пение, постепенное чтение, беседы, физические эксперименты и писание  сочинений. Любимые из этих предметов - чтение и опыты. Обыкновенно классы кончают часов в 8, в 9..

В организации учебного процесса Толстой значительно отошёл от классно-урочной  системы обучения. Расписания занятий  в обычном понимании не существовало, начало и продолжительность уроков не регламентировались: дети могли  опоздать на урок, учитель мог объединить предметы на одном уроке, урок мог  длиться полчаса, а мог растянуться  и на три часа. Бывало, что урок продолжался или прекращался  учителем по просьбе детей. Обязательных домашних заданий также не существовало. Ученик имел право не ходить школу, не слушать рассказ учителя на уроке. Учитель имел право не пускать  на урок или выгонять с урока тех, кто мешал другим учиться. Сам  Толстой отмечает, что, несмотря на предоставленную детям свободу  посещения, пропуски и опоздания  учеников в школе были только по причине занятости важной работой  в домашнем хозяйстве; старшие ученики  чаще младших опаздывали и пропускали занятия, потому что в семьях на них  возлагалось больше работы.

 

Педагогические  взгляды Л. Н. Толстого, его опыт обучения в Яснополянской школе.

 

Педагогика Толстого, его  педагогический опыт - это сложное  многогранное явление.

Информация о работе Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе