Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:30, доклад
Огромную роль в развитии образования на селе сыграла педагогическая деятельность выдающегося русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. Великий писатель России всю свою огромную творческую жизнь связывал не только с литературным трудом, но и с обучением сельских ребятишек, чтобы на земле русской появились новые Пушкины и Ломоносовы.
Введение………………………………………………………………….3
Общая характеристика школы……………………………………….4
Организация учебного процесса………………………………………5
Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе……..…………………………………………..7
Заключение…………….………………………………………………..9
Толстой-педагог - творец новой демократической гуманной отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв. Его педагогика направлена на развитие свободной творческой личности. Толстой был противником авторитарной системы обучения и воспитания. Он высмеивал догматический метод обучения, палочную дисциплину. Ему противна была система воспитания, основанная на насилии.
Яснополянская школа Толстого резко отличается от традиционной школы как тогда, так и в настоящее время. Ребенок в школе, подобно цветку в саду, должен расцвести, развить свои познавательные интересы и творческие способности.
Он считал, что у детей надо развить дух «взаимного служения существ друг другу, ...перенести цели деятельности из себя в другие существа». В этом Толстой усматривал движение человечества вперед, с этим связывал смысл нравственного самоочищения, саморегуляции, деятельной любви к другим людям, эмоциональное удовлетворение своих творческих устремлений. Но чтобы человек стал таким, надо с детских лет по-другому учить в школе.
Исходя из сказанного, Толстой определил цели и задачи обучения, методы и организационные формы обучения: «Главные критериумы педагогики,- подчеркивал он,- это опыт и свобода».
Задача школы - это воспитание творческой нравственной личности. «Здоровый ребенок,- считал Толстой,- это ...прообраз гармонии, правды, красоты и добра». Свобода, раскрепощение, активность, самодеятельность, творческий поиск - вот основа деятельности ученика и учителя, вот принципы, которые должны лежать в новой школе. «Если ученик,- указывал Толстой,- не научится в школе ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Главное внимание в своей Яснополянской школе Толстой уделил созданию творческой обстановки, доверительных отношений между детьми и учителями. Иначе говоря, Толстой создал в школе особый духовный климат, где царило взаимопонимание, доброжелательность, где отсутствовало принуждение, насилие.
Именно в этот период Толстой провозгласил изолированность обучения от воспитания. Позже Толстой пришел к выводу: «надо детей не только учить, но и воспитывать». Но воспитывать «других мы можем только через себя». Kaк видим, вопросы воспитания волновали Толстого не менее чем проблемы обучения, но он по-своему решал их.
В Яснополянской школе имело также место религиозное воспитание детей. Л. Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям.
Особое внимание Толстой уделял изучению родного языка. Для обучения грамоте он создал не только новый букварь, но и разработал, как он говорил, усовершенствованный метод обучения грамоте - слуховой метод. Однако он считал, что «лучшая метода для учителя есть та, ...которая более всех других знакома учителю».
Заключение
Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта школа явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д.
Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.
Л. Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.
Л.Н. Толстой сформулировал
задачи народной школы: воспитание творческой,
нравственной личности, формирование
в процессе обучения творческого
мышления и нравственного самосознания,
научность полученного
Опыт Яснополянской школы и был направлен на создание новой педагогики начального образования, но такая педагогика многих не устраивала, поэтому искания великого мыслителя оценивали по-разному.
Использованная литература
1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. – М.: Педагогика, 1989.
Информация о работе Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе