Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Огромную роль в развитии образования на селе сыграла педагогическая деятельность выдающегося русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. Великий писатель России всю свою огромную творческую жизнь связывал не только с литературным трудом, но и с обучением сельских ребятишек, чтобы на земле русской появились новые Пушкины и Ломоносовы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3


Общая характеристика школы……………………………………….4


Организация учебного процесса………………………………………5


Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе……..…………………………………………..7


Заключение…………….………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Доклад Яснополянская школа Л.Н. Толстого.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

Толстой-педагог - творец новой  демократической гуманной отечественной  педагогики второй половины XIX - начала XX вв. Его педагогика направлена на развитие свободной творческой личности. Толстой был противником авторитарной системы обучения и воспитания. Он высмеивал догматический метод обучения, палочную дисциплину. Ему противна была система воспитания, основанная на насилии.

Яснополянская школа Толстого резко отличается от традиционной школы как тогда, так и в настоящее время. Ребенок в школе, подобно цветку в саду, должен расцвести, развить свои познавательные интересы и творческие способности.

Он считал, что у детей  надо развить дух «взаимного служения существ  друг другу, ...перенести цели деятельности из себя в другие существа». В этом Толстой усматривал движение человечества вперед, с этим связывал смысл нравственного самоочищения, саморегуляции, деятельной любви к другим людям, эмоциональное удовлетворение своих творческих устремлений. Но чтобы человек стал таким, надо с детских лет по-другому учить в школе.

Исходя из сказанного, Толстой  определил цели и задачи обучения, методы и организационные формы  обучения: «Главные критериумы педагогики,- подчеркивал он,- это опыт и свобода».

Задача школы - это воспитание творческой нравственной личности. «Здоровый  ребенок,- считал Толстой,- это ...прообраз гармонии, правды, красоты и добра». Свобода, раскрепощение, активность, самодеятельность, творческий поиск - вот основа деятельности ученика и учителя, вот принципы, которые должны лежать в новой  школе. «Если ученик,- указывал Толстой,- не научится в школе ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Главное внимание в своей  Яснополянской школе Толстой уделил созданию творческой обстановки, доверительных отношений между детьми и учителями. Иначе говоря, Толстой создал в школе особый духовный климат, где царило взаимопонимание, доброжелательность, где отсутствовало принуждение, насилие.

Именно в этот период Толстой  провозгласил изолированность обучения от воспитания. Позже Толстой пришел к выводу: «надо детей не только учить, но и воспитывать». Но воспитывать «других мы можем только через себя». Kaк видим, вопросы воспитания волновали Толстого не менее чем проблемы обучения, но он по-своему решал их.

В Яснополянской школе  имело также место религиозное  воспитание детей. Л. Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость  самого бережного, внимательного и  любовного отношения педагогов  к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям.

Особое внимание Толстой  уделял изучению родного языка. Для обучения грамоте он создал не только новый букварь, но и разработал, как он говорил, усовершенствованный метод обучения грамоте - слуховой метод. Однако он считал, что «лучшая метода для учителя есть та, ...которая более всех других знакома учителю».

 

 

 

 

Заключение

 

Мысли Толстого об опыте  как базе научной педагогики, о  свободе как критерии педагогики были положены им в основание его  теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта  школа явилась замечательной  педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской  педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы  были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой  переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов  и настроений детей в определении  содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. 

Сам Толстой и учителя  Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности  и склонности детей, всемерно развивать  их творческие силы, применяя самые  разнообразные средства воздействия, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений. 

Л. Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим  глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской  психологии, способность глубоко  разбираться в том, какие условия  необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.

Л.Н. Толстой сформулировал  задачи народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого  мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования.

Опыт Яснополянской школы  и был направлен на создание новой  педагогики начального образования, но такая педагогика многих не устраивала, поэтому искания великого мыслителя оценивали по-разному.

 

 

 

Использованная  литература

 

1. Латышина Д.И. История  педагогики (История образования  и педагогической мысли): учеб. пособие.  – М.: Гардарики, 2003.

2. Толстой Л.Н. Педагогические  сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан.  – М.: Педагогика, 1989.

 

 


Информация о работе Педагогические взгляды Л. Н. Толстого, опыт обучения в Яснополянской школе