Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 15:16, контрольная работа
В начале своего развития педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
1. Педагогические идеи в наследии Демокрита, Сократа, Платона,
Аристотеля 3
2. Методы формирования сознания личности 7
3. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания великих людей о педагогической профессии 12
Вариант №8
1. Педагогические идеи
в наследии Демокрита, Сократа, Платона,
Аристотеля 3
2. Методы формирования сознания личности 7
3. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания великих людей о педагогической профессии 12
1. В начале своего развития
педагогические знания
Демокрит (460-370 гг. до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".
Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:
-хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом";
-родителям важно посвятить себя воспитанию детей;
-процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека;
-важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта;
-естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.
Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.
Сократом (469-399 гг. до н. э.) был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания - метод опросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор (" майевтика").
Его педагогические суждения можно сформулировать так:
- главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;
- человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;
- счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;
- задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");
- самопознание - наиболее верный путь проявления способностей человека. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование.
Он также сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.
Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Сократа выдающийся философ Платон (427-347 гг. до н. э.). В трактате «О государстве» он разработал систему образования и воспитания, которая должна была служить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия (касты). Задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций.
По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования, которое раскрыто во многих его произведениях:
- в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания;
-в "Теэтете" излагается теория познания;
- в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения;
- в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.
Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно. Ведь Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение.
Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию ("Платон мне друг, но истина дороже").
Он был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.
Аристотель выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой, полагал воспитание делом государства, так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин. Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.
Факторами, влияющими на формирование человека, являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень общества: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь»'.
В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека. Он оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.
2. Согласно более или
менее разделяемой всеми
- методы формирования сознания;
- организации деятельности и формирования опыта поведения;
- методы стимулирования поведения;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Раскроем методы формирования сознания личности. Это разъяснение, внушение, рассказ, увещевание, беседа, диспут, пример.
Разъяснение, внушение и рассказ - это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.
Основная функция рассказа — обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Эффективность этого метода зависит в основном от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому педагог должен учитывать имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.
Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Рассказ воспринимается учащимися с интересом, если педагог рассказывает учащимся, используя при этом яркие факты, учитывает возрастные особенности учащихся, потребность в излагаемом материале.
Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, а также от условий - места и времени, выбранных преподавателям для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.
Важной чертой отличающей разъяснение от рассказа - это ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств детей. Для младших школьников достаточны элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства, т.е. для того, чтобы:
- сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
- выработать правильное отношения воспитанников к уже совершенному поступку.
Разъяснение опирается на внушение (суггестия) – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Педагогам давно известно, сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.
В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Посредством увещевания педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его личных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Беседа один из самых известных методов обучения, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность обучаемых. Его использовал еще Сократ.
Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке.
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью педагога, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
Достоинства беседы заключаются еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Велика также воспитательная роль беседы.
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно, особенно это касается организации бесед в воспитательной работе с учащимися.
Диспут – предполагает обязательное столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.