Педагогический портрет учителя-новатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

ЛГПУ

 

Кафедра: теории и истории педагогики

 

Тема реферата : Педагогический портрет учителя-новатора

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, группы ЮРИ 1-2

Широкожухова Анастасия Сергеевна

 

Проверила:

Старший преподаватель  КПМ

Редькина  Надежда Александрова

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2010

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

С самого начала школьной жизни ребёнок входит в «мир должного» в максимальной степени, и задача учителя – помочь ему освоить широкий мир культуры, мир взрослых людей, познакомить с базовыми идеями, идеалами, ценностями, составляющими не только мир должного, но и основы внутреннего убеждения любой духовно здоровой личности. Здесь происходит явный скачок из мира детской повседневной жизни в иную, новую для него реальность, с соответствующими нормами поведения. В этом скачке видится и противоречие: с одной стороны, ученик с привычной для него «сырой» и подчас грубой реальностью повседневной жизни, с другой – реальность фундаментальной и высокой культуры, которая задаётся блоком учебных предметов. Если учителю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет смягчить противоречие между сущим и должным. Ведь ещё древние греки знали, что учиться надо играя. Не случайно понятие «образование» созвучно понятию «игра» Если игра учителя и учеников становится похожей на увлекающий спектакль, и он доставляет им радость, то игра способствует познанию.

Сам учитель, будучи творческой личностью, имеет возможность реализовать учебно-воспитательные цели не только через себя, но и через личность другого, обращаясь к истории науки, к истории своей страны и мировой истории. Несомненно, история науки – это череда индивидуальных актов познания, мужественных, порой мучительных поисков истины и борьбы за неё, это радость побед и горечь поражений. Через всё это молодёжи передаётся опыт, убеждённость, страстность людей науки. Ученики тянутся к людям широко и самостоятельно мыслящим, сильным духом. Педагогике хорошо известна воспитательная сила примера. Психологической основой этого действия является склонность молодёжи к подражанию. Трудно не согласиться и с мнением, что доказательство математической теоремы может и забудется, а память об учёном, её открывшем, о его жизненном и творческом пути сохранится.

Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.

Мастерство педагога – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Доктор педагогических наук Ю.П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела – технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и учеников при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда учителя доверяют ученикам, а ученики готовы всегда прийти на помощь учителям, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы учеников, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни училища. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности – должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине. Игра расковывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам ученика, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации. И в этом многомерном сочетании видов деятельности надо различать два основных направления жизни учеников – игру и труд. В них главным образом происходит становление ученика, проявляется и формируется мастерство педагога. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которое крайне необходимо любой трудовой деятельности. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда.

Ученик выполняет трудовые задания не в силу долга, а в силу требований игровой ситуации. Главное, что ученик сам идет к приобретению практического опыта, трудовых навыков, сам тянется к познанию окружающего мира». Игра строится на мажоре и как бы снимает необходимость обращать внимание на сложные противоречия, которыми полна жизнь ученика и его окружения. Прав был А.С. Макаренко, когда подчеркивал, что в педагогике, чего бы мы ни коснулись, так или иначе, перейдем к принципу меры.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску.

Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Сегодня же ситуация такова, что, с одной стороны, профессия педагога стала массовой и «женской», с другой – нет научных основ отбора молодёжи в «учительство». Думается, что в этой социальной сфере должна взращиваться особо ответственная элита, способная выполнять важные государственные и культурные задачи, ибо смысл жизни и деятельности педагога сопряжён с бытием самого государства, не имеющего будущего вне молодёжи. Профессионально-педагогическая элита должна задавать социокультурные и нравственные образцы для всех других сообществ. При этом учебное заведение должно быть культурно-образовательным центром.

Сущность педагогического творчества чаще всего видят и в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.

В свете  изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма  активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в  центре которой стоит Ученик. При  этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального поля.

Разводя понятия, профессионализм и мастерство Н. В. Кузьмина относит мастерство не к  отдельному (пусть и совершенному) умению, а к некоторой совокупности умений, которые делают сам процесс  деятельности качественно своеобразным, индивидуализируют его. Высшим же проявлением  педагогического творчества автор  называет педагогическое искусство, новаторство, подвижничество. Чаще всего творчество проявляется в способности с  максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять  в образовательном процессе различные  методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают  с большим опытом работника, в  совершенстве овладевшего своей  профессией.

Структура педагогического мастерства сложна, многогранна и определяется содержанием  педагогической деятельности, характером профессионально-творческих задач.

Педагогическое  мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это  знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам  педагогической техники, в то время  как это лишь один из внешне проявляющихся  компонентов мастерства.

По глубокому  убеждению А.С. Макаренко, овладение  педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии  целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно  добиться, и как может быть известный  мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным  мастером педагог... И каждый из молодых  педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько  он овладеет мастерством, — зависит  от собственного напора"'.

Мастерство  формируется на основе практического  опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его  сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это  сплав личностно- деловых качеств  и профессиональной компетентности педагога.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек – человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы обслуживания, менеджеры, педагогические работники.

Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это одна из ступеней профессионализма. К другим качествам можно отнести и современный имидж педагога, и вкус к жизни, и полнота бытия, и умение общаться непосредственно с людьми.

Современный педагог – это тот человек, кто живёт в одном ритме со временем, и кто чувствует требования времени.

Педагог, который занимается созданием своего собственного имиджа, не только выглядит лучше, но и профессиональнее работает. Задача учителя не только научить ученика, но и «поставить на крыло». Зародить интерес, показать направление – это трудная работа и называется воспитанием. Когда у ученика есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни.

Но воспитать «крылатого ученика» может только «крылатый родитель» и «крылатый педагог», воспитать счастливого может только счастливый, а современного человека только современный человек. И здесь педагог должен быть новатором.  

Для школьной системы идеальный учитель – это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия организованные вышестоящими органами. У него в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него... В идеале, этот безупречный учитель выделяет нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для участия и обеспечения хороших результатов в предметных олимпиадах.

Учитель-новатор  — это человек, вносящий в педагогическую практику новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы и осуществляющий свою деятельность, опираясь на гуманно-личностный подход к ребенку. Для  учителя-новатора  главная цель — раскрыть тот богатый потенциал, который есть в каждом ученике, развить все лучшие качества ученика, притом сделать это, опираясь не на педагогику требований, а на педагогику сотрудничества, сотворчества, сопереживания.  Учитель-новатор  готов быть для учеников не просто учителем, а учителем - другом. Для этого он интересуется всем тем, что волнует его учеников, готов обсуждать их проблемы и радоваться вместе с ними их достижениям.  

Учитель-новатор  не почивает на лаврах, даже если он достиг определенных высот. Ему свойственна неуспокоенность. Чтобы быть в курсе происходящих изменений, учитель готов сам стать учеником.  Учителя-новатора  не сдерживает фактор возраста. Он не стареет, потому что все время в пути.  Учитель-новатор  не может жить только в своем мирке.

Он открыт окружающим и с удовольствием принимает у себя своих коллег, делится с ними своими наработками, обсуждает возникшие проблемы, готов вести конструктивный диалог.

В компетенции идеального учителя входит экстремальная компетентность и аутокомпетентность. Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. 
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Информация о работе Педагогический портрет учителя-новатора