Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:20, реферат
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Если спросить учащихся, какой учитель им нужен, они назовут массу положительных качеств, которые должны быть свойственны педагогу: целеустремленность, энергичность, открытость, объективность, юмор, широкий кругозор (и не только по своему предмету), доброта, отзывчивость, принципиальность и т.д. Все эти качества можно отнести к педагогу-новатору.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что такие учителя в современных учебных заведениях есть. Сегодняшние педагоги-новаторы применяют в своей практике активные и интерактивные методы преподавания (тренинги, деловые игры, моделирование, исследовательская деятельность учащихся, метод проектов), информационные и коммуникационные технологии, что позволяет сделать учащихся полноправными участниками образовательного процесса. Особую роль в их педагогической деятельности играет социальное проектирование, связывающее воедино усилия многих людей: педагогов, учащихся, представителей местной власти, бизнеса, обычных граждан, проживающих в микрорайоне училища.
В определенной степени к учителям-новаторам можно отнести участников конкурса «Учитель года». Нельзя утверждать, что все они работают по абсолютно новым, авторским технологиям, таким, какие в свое время были разработаны Амонашвили или Щетининым. Скорее всего, новизна в их деятельности существует на уровне «комбинаторики»: они берут в свою практическую деятельность те принципы педагогической деятельности, приемы, методы работы, которые могут быть эффективными в конкретной ситуации, с определенной группой учащихся, в условиях конкретного образовательного учреждения. Причем созданные ими и включенные в практику образовательных учреждений программы (с разработкой регионального компонента, основанные на использовании деятельностного подхода, опирающиеся на применение современных ИКТ и других технологий) являются хорошими примерами новаторства в педагогике, если педагогику, как и экономику, рассматривать в макро- и микропараметрах
То же можно сказать и о педагогах, получивших президентские гранты в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Большинство из них прошли сложный отбор и зарекомендовали себя лидерами в своих педагогических коллективах. Несомненной заслугой таких педагогов является то, что в своей деятельности они стремятся приблизиться к вершинам педагогического мастерства и именно поэтому заслуживают уважения к себе и внимания к результатам своей деятельности.
Педагог-новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально меняя педагогическую действительность. Его кредо — формировать творческую направленность обучаемого. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого ученика.
Педагог-новатор — всегда педагог-стратег, умеющий организовать достаточно развитую систему обратной связи и адаптации, как самого себя, так и эволюционное развитие коллектива учащихся через продуктивное вербальное и невербальное общение. Высокая языковая культура, предполагающая взаимодействие на уровне межкультурной коммуникации, составляет важнейший компонент его деятельности. Поиск средств взаимообогащения языкового образовательного пространства и взаимодействия с учащимися находится постоянно в зоне его особого внимания.
Говоря о современном
идеальном учителе, нельзя не затронуть
проблему взаимоотношений между
учениками и педагогами. И здесь
не надо выдумывать какой-то специальной системы, достаточно
вспомнить этико-педагогические взгляды
таких мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский,
И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Я. Корчак, К.Д.
Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведущей
идеей практической и теоретической деятельности,
по мнению великих педагогов, должна стать
идея гуманизма, которая признает ценность
любого человека как личности, его право
на свободу, счастье, развитие и проявление
заложенных в каждом человеке способностей.
Это такая система, в которой благо человека
является критерием оценки социальных
явлений, а равенство, справедливость,
человечность – желаемой нормой отношений
в обществе.
Понимание сущности принципа гуманизма
очень важно. Но чтобы реализовать его,
а не только продекларировать, необходимо
определить правила реализации этого
принципа. Хочется выделить следующие
правила, которые должны стать нормой
отношений между людьми, как в стенах школы,
так и в любом другом учреждении, где работают
педагоги с детьми:
1) безусловное принятие и поддержка каждого
ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
2) отказ от деления учеников по способностям,
«на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих
отклонения в здоровье и здоровых;
3) терпимость к поступкам и нестандартному
поведению детей;
4) вера в возможность развития каждого
ученика, даже при совершении проступков
и правонарушений;
5) оптимистический, деятельный тон и стиль
общения;
6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных
негативных выводов о способностях и поступках
ученика;
7) недопустимость использования вербальных
и невербальных унижающих ребенка форм
общения, осуждающих его неудачи и промахи;
8) признание права каждого ребенка быть
самим собой, уважительного к нему отношения;
9) интеграция учащихся в единый коллектив,
независимо от класса, параллели, ступени
обучения;
10) создание паритетных отношений сопереживания
и взаимоподдержки, понимания и сочувствия,
общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях
между педагогами и учащимися.
Удивительно само словосочетание «педагог-новатор». Думается, что учитель, который не стремится к большему, не учится сам всю свою жизнь, не совершенствуется, не тянет за собой к высотам других – не только школьников, но и взрослых – вряд ли может претендовать на звание «учитель». К сожалению, такие люди есть. Кто-то пришел в школу после окончания института, в который поступил по причине низкого проходного балла, а потом не нашел в себе сил что-то менять. Кто-то приходит в школу провести некоторое время, а потом найти подходящее поле деятельности. Но есть и педагоги, нет, Учителя. И у них не все могло быть просто: кто-то горел мечтой стать учителем, кто-то пришел в школу случайно, но понял, что это – его жизнь. Разные люди работают в школе.
Надежда на
реформу образовательной
Исходя из того, что идеальный субъект
в педагогике представляет собой единство
прошлого, настоящего и будущего, что он
содержит в себе социокультурный компонент,
и что историко-педагогические и философско-педагогические
исследования показали значимость профессии
учителя и его качественные характеристики,
можно попытаться нарисовать «портрет»,
задать модель идеального учителя.
Мы исходим из того, что «идеал» – это
образец, нечто совершенное, цель и т. п.,
к чему должен стремиться каждый педагог,
это его проекция в будущее. Идеалы – это
не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве,
мощные регулятивы учебно-воспитательного
процесса. Идеальный учитель – это человек,
который имеет значительный профессиональный
опыт; в совершенстве знает свой предмет
и методику его преподавания; обладает
высоким уровнем методологической культуры;
занимается самообразованием; справедлив
и ровен в общении со всеми учащимися,
эмпатичен; знает верный выход из любой
педагогической ситуации и может преодолеть
любую сложность как в обучении, так и
в воспитании школьников.
Как в капле росы отражается весь мир,
так в учителе должна отражаться вся культура.
Каждый педагог должен нести в себе всё
богатство культуры, как любой кусочек
голограммы хранит информацию о целом.
Только тогда учитель получает право стать
образцом, матрицей, передающей эстафету
знаний, культуры.
Учитель-новатор – это учитель, который соответствует своим лучшим ученикам. В любое время.
Список используемой литературы:
1) Зайцева
Т.П. Энциклопедия
2) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
3) http://www.pedsovet.su/publ/
4) http://ru.wikipedia.org
5) Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002.-286 с.