Педагогический портрет учителя-новатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Если спросить учащихся, какой учитель им нужен, они назовут массу положительных качеств, которые должны быть свойственны педагогу: целеустремленность, энергичность, открытость, объективность, юмор, широкий кругозор (и не только по своему предмету), доброта, отзывчивость, принципиальность и т.д. Все эти качества можно отнести к педагогу-новатору.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что такие учителя в современных учебных заведениях есть. Сегодняшние педагоги-новаторы применяют в своей практике активные и интерактивные методы преподавания (тренинги, деловые игры, моделирование, исследовательская деятельность учащихся, метод проектов), информационные и коммуникационные технологии, что позволяет сделать учащихся полноправными участниками образовательного процесса. Особую роль в их педагогической деятельности играет социальное проектирование, связывающее воедино усилия многих людей: педагогов, учащихся, представителей местной власти, бизнеса, обычных граждан, проживающих в микрорайоне училища.

В определенной степени к  учителям-новаторам  можно отнести участников конкурса «Учитель года». Нельзя утверждать, что все они работают по абсолютно новым, авторским технологиям, таким, какие в свое время были разработаны Амонашвили или Щетининым. Скорее всего, новизна в их деятельности существует на уровне «комбинаторики»: они берут в свою практическую деятельность те принципы педагогической деятельности, приемы, методы работы, которые могут быть эффективными в конкретной ситуации, с определенной группой учащихся, в условиях конкретного образовательного учреждения. Причем созданные ими и включенные в практику образовательных учреждений программы (с разработкой регионального компонента, основанные на использовании деятельностного подхода, опирающиеся на применение современных ИКТ и других технологий) являются хорошими примерами новаторства в педагогике, если педагогику, как и экономику, рассматривать в макро- и микропараметрах

То же можно сказать и о педагогах, получивших президентские гранты в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Большинство из них прошли сложный отбор и зарекомендовали себя лидерами в своих педагогических коллективах. Несомненной заслугой таких педагогов является то, что в своей деятельности они стремятся приблизиться к вершинам педагогического мастерства и именно поэтому заслуживают уважения к себе и внимания к результатам своей деятельности.

Педагог-новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально меняя педагогическую действительность. Его кредо — формировать творческую направленность обучаемого. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого ученика.

Педагог-новатор — всегда педагог-стратег, умеющий организовать достаточно развитую систему обратной связи и адаптации, как самого себя, так и эволюционное развитие коллектива учащихся через продуктивное вербальное и невербальное общение. Высокая языковая культура, предполагающая взаимодействие на уровне межкультурной коммуникации, составляет важнейший компонент его деятельности. Поиск средств взаимообогащения языкового образовательного пространства и взаимодействия с учащимися находится постоянно в зоне его особого внимания.

 

Говоря о современном  идеальном учителе, нельзя не затронуть  проблему взаимоотношений между  учениками и педагогами. И здесь  не надо выдумывать какой-то специальной системы, достаточно вспомнить этико-педагогические взгляды таких мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведущей идеей практической и теоретической деятельности, по мнению великих педагогов, должна стать идея гуманизма, которая признает ценность любого человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление заложенных в каждом человеке способностей. Это такая система, в которой благо человека является критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.  
Понимание сущности принципа гуманизма очень важно. Но чтобы реализовать его, а не только продекларировать, необходимо определить правила реализации этого принципа. Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми, как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:  
1) безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;  
2) отказ от деления учеников по способностям, «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;  
3) терпимость к поступкам и нестандартному поведению детей;  
4) вера в возможность развития каждого ученика, даже при совершении проступков и правонарушений;  
5) оптимистический, деятельный тон и стиль общения;  
6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках ученика;  
7) недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;  
8) признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;  
9) интеграция учащихся в единый коллектив, независимо от класса, параллели, ступени обучения;  
10) создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и учащимися.

Удивительно само словосочетание «педагог-новатор».  Думается, что учитель, который не стремится к большему, не учится сам всю свою жизнь, не совершенствуется, не тянет за собой к высотам других – не только школьников, но и взрослых – вряд ли может претендовать на звание «учитель». К сожалению, такие люди есть. Кто-то пришел в школу после окончания института, в который поступил по причине низкого проходного балла, а потом не нашел в себе сил что-то менять. Кто-то приходит в школу провести некоторое время, а потом найти подходящее поле деятельности. Но есть и педагоги, нет, Учителя. И у них не все могло быть просто: кто-то горел мечтой стать учителем, кто-то пришел в школу случайно, но понял, что это – его жизнь. Разные люди работают в школе.

Надежда на реформу образовательной системы  живет в педагоге-новаторе. Он понимает, что необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных  традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения  в новую эпоху. Современная система  образования должна соответствовать  тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.  
Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.  
Мы исходим из того, что «идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса. Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.  
Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету знаний, культуры.

Учитель-новатор – это учитель, который соответствует своим лучшим ученикам. В любое время.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1) Зайцева  Т.П. Энциклопедия современного  учителя: Кн. для учителя –  М.: «Издат. АСТ», «Олимп», 2000. –336с.

2)  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

3) http://www.pedsovet.su/publ/28-1-0-940

4) http://ru.wikipedia.org

5) Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002.-286 с.

 

 

 


Информация о работе Педагогический портрет учителя-новатора