Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения
Одной из целей данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

Содержание работы

Глава 1. Общение, формы контакта и влияния. Средства и методы психологического воздействия. 3
Введение. 3
1.1.Общение 4
1.2. Формы контакта и влияния 7
1.3. Средства и методы психологического воздействия. 8
Заключение. 11
Глава 2. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 12
Введение. 12
2.1. Педагогический процесс 14
2.2. Образовательная функция обучения 19
2.3.Развивающая функция обучения 20
2.4. Воспитательная функция обучения 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

кр психология и педагогика.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Глава 1. Общение, формы контакта и влияния.  Средства и методы психологического воздействия. 3

Введение. 3

1.1.Общение 4

1.2. Формы контакта и  влияния 7

1.3. Средства и методы  психологического воздействия. 8

Заключение. 11

Глава 2. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 12

Введение. 12

2.1. Педагогический процесс 14

2.2. Образовательная функция  обучения 19

2.3.Развивающая функция  обучения 20

2.4. Воспитательная функция  обучения 22

Заключение 28

Список использованной литературы 29

 

Глава 1. Общение, формы контакта и влияния.  Средства и методы психологического воздействия.

 

Введение.

 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения

Одной из целей данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

Ещё одной целью данной работы является изучение форм контактов и влияния на человека.

Важно отметить, что любое воздействие является психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

 

1.1.Общение

 

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон

1.Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

2.Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

3.Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

-информационно-коммуникативная (приём и передача информации)

-регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)

-аффективно-коммуникативная

Функции:

-инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);

-синдикативная (сплочение групп)

-трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)

-самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

1.контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

2.информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

3.побудительная (целевая стимуляция активности)

4.координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)

5.функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)

6.эмотивная (обмен эмоциями)

7.функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

8.функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера).

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

 

    Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

    Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

    Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

    Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

    Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

    Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

    Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

    Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

 

1.2. Формы контакта и влияния

 

Формы  контакта

1)простое соприсутствие,

2)обмен информацией,

3)совместная деятельность,

4)равная обоюдная или  асимметричная активность.

По форме, обычно различают влияние:

-Прямое и непрямое, косвенное. Прямое воздействие - непосредственное, в лоб, когда мы влиянием сами. Непрямое, косвенное - воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, сбоку или после.

-Открытое и скрытое. В открытом влиянии очевидно, кто влияет, как влияет и зачем. Открытое влияние - заметно. В скрытом влиянии что-то скрыто: то ли не виден автор влияния, то ли как он это делает, то ли трудно расшифровать, зачем. Открытое адресное коммуникативное влияние - обращение.

-По-доброму и силовое. По-доброму - через побуждение и заинтересовывание. Силовое - через принуждение и заставление.

-Линейное и полевое. Пуля оказывает линейное воздействие. Газ в химической атаке - полевое воздействие

 

1.3. Средства и методы психологического  воздействия.

 

Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение окружающей обстановки.

Рассмотрим эти средства воздействия более подробно.

Убеждение. Интеллектуальное воздействие на сознание собеседника путем использования логических обоснований собственных идей. Для этого необходимо тщательно подобрать аргументы, факты и примеры.

Принуждение. Насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Физическое принуждение основано на применении силы. Психологическое принуждение основано на побуждении интересующего лица к определенным действиям против его воли.

Вознаграждение. Подкрепленное материальными или духовными стимулами желаемое поведение нужного лица. Нельзя путать с подкупом (взяткой).

Угроза. Словесное обещание воздействия различными способами на лицо с целью побуждения совершения какого-либо действия из чувства страха.

Обещание. Возможное положительное или отрицательное стимулирование необходимого поведения человека.

Внушение. Целенаправленное воздействие на человека с целью убеждения в какой-то мысли. Психологическая основа внушения — некритическое восприятие информации.

Изменение окружающей обстановки. Активное воздействие на ситуацию с целью изменения поведения человека.

Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т.е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

1) Методы воздействия на  источники активности направлены  на формирование новых потребностей  или изменение побудительной  силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности  у человека, применяются следующие  приемы и средства: вовлекают  его в новую деятельность, используя  желания человека воздействовать  с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в  новую для него, пока еще безразличную  деятельность, полезно обеспечить  минимизацию усилий человека  по ее выполнению; если же новая  деятельность для человека слишком  обременительна, то человек теряет  желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т.е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, – регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2) Чтобы изменилось поведение  человека, требуется изменить его  взгляды, мнения, установки: создать  новые установки или изменить  актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки  разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности – чем  выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда  пропадает целенаправленность деятельности. Метод создания неопределенных  ситуаций позволяет ввести человека  в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом  показать человеку путь выхода  из этой неопределенности, он  будет готов воспринять эту  установку и реагировать требуемым  образом, особенно если будут  произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного  мнения в сочетании с вовлечением  в организуемую деятельность. Таким  образом, метод создания неопределенности  позволяет произвести изменение  целевых, смысловых установок и  последующее коренное изменение  его поведения и целей. Метод  ориентирующих ситуаций, когда практически  каждый человек какое-то время  побывал в одной и той же  роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования  к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди  из его окружения или группы, – это позволяет всем выработать  одинаковое требуемое отношение  к этой ситуации, изменить свое  поведение в данной ситуации  в требуемом направлении.

 

Заключение.

 

 Влияние - это процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Воздействие - целеинтенциональный перенос какого-либо движения, информации от одного участка корреляции к другому или же воздействия одних нейроструктур на другие.

Убеждение является конструктивным методом влияния, так как основной упор этого метода делается на сознание. Однако, как уже было сказано больший эффект достигается при совместном использовании убеждения и внушения. Это объясняется тем, что в процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается эффект первого впечатления, актуализируются стереотипы, предрассудки, то или иное мнение складывается бессознательно. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что способы психологического влияния на личность могут взаимно лил односторонне ослаблять или усиливать друг друга. 
Глава 2. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

 

Введение

 

Поскольку педагогика — наука о воспитании, то понятия «воспитательный процесс», «воспитательная система» отождествляются с понятиями «педагогический процесс», «педагогическая система». Выясним смысл понятия «педагогическая система», в которой осуществляется педагогический процесс. В наиболее общем виде педагогическая система — это единство составных компонентов, определяющих установленный порядок осуществления воспитания.

Информация о работе Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения