Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:03, курсовая работа
Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских и участков устанавливаются нормативами в зависимости от профессий, которым обучают в училище (токари, слесари, фрезеровщики, шлифовщики, механизаторы, монтажники, штукатуры, маляры, плотники и др.).
1. Раскрыть основные требования к планировке и оборудованию учебных мастерских 2
2. Охарактеризовать принцип систематичности и последовательности в производственном обучении, привести примеры их реализации на практике 4
3. Раскрыть структуру урока производственного обучения 6
4. Охарактеризовать формы индивидуальной методической работы в ПТУЗ, раскрыть их содержание 11
5. Раскрыть содержание подготовительной работы мастера к учебному году 13
6. Составить инструкционную карту на трудовую операцию по специальности 14
Литература 16
педагогика курсовые
Содержание
Планировка учебных мастерских.
Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских и участков устанавливаются нормативами в зависимости от профессий, которым обучают в училище (токари, слесари, фрезеровщики, шлифовщики, механизаторы, монтажники, штукатуры, маляры, плотники и др.). Общие требования к планировке учебных мастерских следующие:
1) учебные мастерские должны быть приспособлены для проведения занятий по соответствующей программе производственного обучения и в соответствии с операционно-комплексной системой;
2) каждое отделение по площади и количеству оборудования рассчитывается на одновременное обучение одной группы учащихся численностью 25—30 или 12—15 человек в зависимости от профессии;
3) мастерские должны быть приспособлены для общегруппового (фронтального) обучения;
4) если мастерская рассчитана на одновременное обучение нескольких групп, участки отделяют друг от друга, чтобы закрыть проход через рабочую зону учебной группы. Этим создаются необходимые условия для проведения мастером занятий со всей группой;
5) в учебных мастерских создаются самостоятельные отделения с учетом специфики каждой профессии, а также инструментальные и материальные кладовые, отделения механика и т. д.;
6) отделения, связанные между собой технологическим процессом, следует размещать ближе друг к другу. Например, слесарные мастерские рядом со станочными, токарные — с фрезерными и шлифовальными, столярные — с деревообрабатывающими и т. д.);
7) шлифовальные, наждачные и заточные станки устанавливают в отдельных помещениях. Если это требование выполнить нельзя, над такими станками делают вытяжную вентиляцию;
8) отделения, работа которых связана с выделением большого количества газов и пыли или сопряжена с большим шумом или опасностью травматизма (кузнечные, литейные, формовочные, сварочные, деревообрабатывающие, силовые установки и др.), полностью изолируются;
9) мастерские оснащаются необходимыми наглядными пособиями, ГОСТами, таблицами, квалификационными характеристиками, перечнями учебно-производственных работ, которые развешиваются или устанавливаются в период изучения данной темы программы;
10) на одной из стен располагается доска показателей группы (состав группы, план учебно-массовой работы, фамилии (фотографии) отличившихся учащихся и т. д.);
11) в мастерских на видном месте помещают аптечку с медикаментами для оказания первой помощи и бак с холодной кипяченой водой;
12) на каждом рабочем месте в комплекте индивидуального инструмента учащихся необходимо иметь щетки, сметки, специальные совки и крючки для удаления стружки;
13) в мастерской должны быть закрывающиеся ящики для сбора использованного обтирочного материала, стружек, опилок; совки-лопаты для уборки стружек и опилок, щетки для приведения в порядок мастерских;
14) обязательно наличие необходимого противопожарного инвентаря.
Оборудование учебных мастерских.
Учебные мастерские оснащаются основным и вспомогательным учебно-производственным оборудованием индивидуального и общего пользования, необходимым для выполнения учащимися заданий в соответствии с требованиями программ производственного обучения, охраны труда и техники безопасности.
Основным учебно-производственным оборудованием индивидуального пользования учащихся являются: в мастерских для механической обработки соответствующие токарные, фрезерные или другие станки; в слесарной мастерской — верстаки со слесарными тисками и т. д.
Вспомогательным учебно-производственным оборудованием общего пользования являются сверлильные и заточные станки, разметочные и правильные плиты.
Типовые нормативы оборудования учебно-производственных мастерских по каждой профессии устанавливаются Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию. Типы и количество оборудования индивидуального и общего пользования определяются требованиями программ производственного обучения, а также характером выполняемых в учебных мастерских производственных работ.
Учебно-производственное оборудование, а также средства механизации должны отвечать современному уровню техники и обеспечивать учащимся возможность изучения всех тем учебных программ. Количество основного учебно-производственного оборудования индивидуального пользования определяется из расчета работы учащихся не более чем в две смены; для каждой профессии должны быть отдельные, соответствующим образом оснащенные рабочие места.
Таким образом, при установлении чередования производственного и теоретического обучения через день при односменной работе на одном учебном месте могут работать двое учащихся, а при двухсменной — четверо.
Типы и состав учебно-производственного оборудования общего пользования определяются требованиями учебных программ и характером работ, выполняемых в учебных мастерских. Среднее количество такого оборудования составляет примерно 10—15% от всего оборудования индивидуального пользования (станков, верстаков и др.), но при обязательном наличии оборудования каждого наименования.
Систематичность и последовательность означает необходимость обучения в определенной логической последовательности, при которой знания преемственны, основываются на предшествующем материале.
Систематичность получения знаний предполагает применение разнообразных способов связи теории и практики, а именно:
а) связь изучаемых знаний с личным опытом и наблюдениями учащихся;
б) связь обучения с жизнью;
в) связь теории с практикой (экскурсии на предприятия);
г) решение различных задач и выполнение заданий теоретического и практического характера, разработка технологической документации;
д) производственная практика на предприятиях, стройках, в сельском хозяйстве.
Систематичность в расположении учебного материала имеет большое значение потому, что она обеспечивает и системность в знаниях учащихся, обуславливает их прочность, С учетом необходимости систематического обучения разрабатываются учебные планы и программы. Однако систематичность в учебных планах и программах является лишь предпосылкой для достижения системности знаний учащихся.
Излагать знания систематически — значит изучать учебный материал по частям, увязывать новый материал с пройденным, выделять основное, приучать учащихся к анализу, систематизации и обобщению изученного.
Для систематизации знаний по темам и предметам требуется организация повторения по крупным разделам и отдельным предметам, систематический учет знаний, умений и навыков учащихся в течение учебного года. Для усвоения системы знаний необходимо понимание учащимися логической структуры учебного предмета. Поэтому нельзя допускать пробелов в учебной работе, важно предупреждать их и вовремя ликвидировать.
Наряду с системой связей внутри каждого учебного предмета необходимо обеспечить и межпредметные связи, которые используются в следующих случаях:
Межпредметные связи расширяют умственный кругозор учащихся, содействуют формированию познавательных интересов и повышению активности в приобретении новых знаний и умений.
Последовательность в изложении материала, в формировании навыков и умении вытекает из логики учебного предмета и учебного процесса. Если учащиеся овладевают знаниями, навыками и умениями в строгой последовательности, то они смогут ими свободно пользоваться, легко восстанавливать забытое. В процессе производственного обучения учащихся необходима систематизация изученного, т. е. установление должной связи между освоенными операциями и видами работы.
Эта систематичность и последовательность обеспечивается операционно-комплексной системой построения программы производственного обучения, изучением новых операций на основе уже освоенных, правильным подбором учебно-производственных заданий.
Например, на первых годах обучаемые овладевают необходимой теоретической базой для изучения профильных дисциплин, затем постепенно переходят к специальным дисциплинам.
Каждый раздел и тема учебной программы по производственному обучению расчленяются мастером на ряд примерно равных по объему материала частей — уроков, рассчитанных на прохождение в течение определенного промежутка времени. Длительность урока в производственном обучении училищ принята равной учебному дню.
Урок производственного обучения состоит из вводной, основной и заключительной частей (рис. 1) и включает вводный инструктаж, текущий инструктаж во время самостоятельной работы (упражнения) учащихся, заключительный инструктаж.
Производственные инструктажи являются основным педагогическим средством для организации ориентировочной деятельности учащихся. В основе этой деятельности, как показали экспериментальные исследования, лежит формирование представлений и понятий о задачах, средствах, условиях и способах выполнения изучаемых трудовых действий.
Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы производственного обучения. Назначение его — подготовить учащихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, предупредить брак и ошибки, обеспечить соблюдение правил техники безопасности.
Вводный инструктаж, как правило, проводится в начале урока. Однако, если на уроке изучается несколько подтем или учащимся предстоит выполнить новую сложную работу, целесообразно разбить вводный инструктаж на несколько частей, чередуя их на протяжении урока с выполнением учащимися учебно-производственных заданий.
Некоторые мастера профессионально-технических училищ вводный инструктаж проводят для всей группы учащихся одновременно. Иногда даже употребляется такое сложное название, как «общегрупповой вводный фронтальный инструктаж». Это неверно. В зависимости от организации учебной работы группы, т. е. от того, изучаются работы всей группой одновременно, или по условиям обучения приходится разделять группу на отдельные звенья, или организовывать индивидуальные занятия с каждым учащимся, мастер должен проводить вводное инструктирование либо для каждого звена, либо отдельно для каждого учащегося. Мастер решает сам, как в данном случае целесообразнее осуществить вводный инструктаж.
Рис. 1. Структура урока производственного обучения.
В процессе проведения инструктажа мастер должен использовать знания учащихся, полученные на уроках специальной технологии и другим предметам, а также знания основ наук, полученные учащимися в школе. При этом не следует дублировать уроки теоретического обучения, однако по некоторым вопросам, имеющим практическое значение, желательно опросить двух-трех учащихся или кратко напомнить основные теоретические положения или правила.
Рекомендуется при обучении использовать инструктивные карты, что даст учащемуся возможность:
Содержание вводного инструктажа мастера (для групп 1-го курса) может быть примерно следующим: