Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:03, курсовая работа
Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских и участков устанавливаются нормативами в зависимости от профессий, которым обучают в училище (токари, слесари, фрезеровщики, шлифовщики, механизаторы, монтажники, штукатуры, маляры, плотники и др.).
1. Раскрыть основные требования к планировке и оборудованию учебных мастерских 2
2. Охарактеризовать принцип систематичности и последовательности в производственном обучении, привести примеры их реализации на практике 4
3. Раскрыть структуру урока производственного обучения 6
4. Охарактеризовать формы индивидуальной методической работы в ПТУЗ, раскрыть их содержание 11
5. Раскрыть содержание подготовительной работы мастера к учебному году 13
6. Составить инструкционную карту на трудовую операцию по специальности 14
Литература 16
Текущий инструктаж — это руководство деятельностью учащихся при выполнении ими учебно-производственных работ. Основной формой проведения текущего инструктажа является индивидуальное инструктирование каждого учащегося. В процессе индивидуального инструктажа, если это окажется необходимым, мастер дополняет то, что было показано и разъяснено во вводном инструктаже, добивается активности и самостоятельности каждого учащегося в учебной работе.
При подготовке к текущему инструктажу учащихся мастер, исходя из своего педагогического опыта, учитывает возможные ошибки и затруднения, которые могут возникнуть при выполнении учащимися определенных работ.
Опыт показывает, что при изучении той или иной темы программы производственного обучения у учащихся нередко встречаются одни и те же типичные ошибки. Многие мастера производственного обучения систематически учитывают и анализируют успехи и недостатки каждого урока, типичные затруднения учащихся, фиксируют результаты своих педагогических наблюдений и используют их в последующей работе. Внимательно наблюдая за работой учащихся и своевременно корректируя их действия, мастер предупреждает возможные ошибки, не допускает закрепления неправильных приемов работы.
При руководстве работой учебной группы необходимо воспитывать у учащихся производственную дисциплину, аккуратность, внимательность и, в то же время, необходимую производственно-техническую смелость. Особое внимание следует обращать на организацию рабочего места и соблюдение техники безопасности.
Многие мастера практикуют целевые обходы, которые намечают заранее. Мастер делает специальные обходы для оказания помощи отстающим учащимся. Одновременно он внимательно следит за работой учащихся и дает необходимые указания.
В качестве одного из вариантов обходов, применяемых мастерами производственного обучения, можно привести следующий.
Первый обход проводится после вводного инструктажа и расстановки учащихся по рабочим местам и носит контрольный характер. Мастер проверяет, все ли учащиеся приступили к работе, нет ли организационных затруднений, мешающих се выполнению.
При втором обходе мастер выясняет правильность организации рабочих мест, способы работы (не допускают ли ошибок), степень усвоения показанных приемов, рациональное использование материалов, инструментов, соблюдение правил техники безопасности.
Последующие обходы проводятся в то время, когда учащиеся выполняют упражнения. Мастер останавливается около отдельных учащихся, внимательно приглядывается к приемам работы, но не вмешивается без надобности в работу учащихся. При обнаружении ошибки не рекомендуется сразу же объяснять ее учащемуся и показывать правильные приемы работы (если, разумеется, ошибка не ведет к опасным последствиям). Лучше путем наводящих вопросов добиться того, чтобы учащийся сам обнаружил ошибку и нашел пути ее исправления. Такой подход содействует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности в работе.
Если значительная часть учащихся группы совершает одинаковые ошибки, проявляет незнание одних и тех же приемов, необходим дополнительный коллективный инструктаж. Нередко это является следствием недостаточно умелого проведения мастером вводного инструктажа и показа приемов работы.
После окончания работы учащиеся сдают мастеру готовые детали или незаконченные работы, убирают свои рабочие места и мастерскую.
Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или сжатого объяснения, основанного на анализе проведенной учебной работы за день. Подводя итоги, мастер анализирует, как прошло занятие, каких успехов достигла группа и отдельные учащиеся, какие были замечены ошибки в работе у того или иного учащегося, какие неполадки, нарушения трудовой и технологической дисциплины имели место в ходе занятий, чем они были вызваны, какие меры надо принять, чтобы избежать недостатков в дальнейшем. И, наконец, необходимо подвести итоги работы, проделанной за учебный день всей группой.
Законченные работы следует оценивать и объяснять учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке работы мастер исходит прежде всего из качества выполненной работы и сроков выполнения.
В начальный период обучения, особенно в учебных мастерских, заключительные беседы в конце производственного урока помогают мастеру лучше и быстрее изучить каждого учащегося. Такие беседы сближают мастера с учениками, а это обеспечивает дальнейшую слаженность в работе мастера с группой, ведет к повышению его авторитета как воспитателя, а в итоге — к успешному проведению производственного обучения и воспитания.
В заключительном инструктаже мастерами нередко практикуется выставление комплексных оценок, что дает положительные результаты (за знание вопросов теории и ранее изученного материала, умение применять знания на практике; правильность выполнения приемов; соблюдение правил техники безопасности; поддержание на рабочем месте установленного порядка; умение читать чертеж; самостоятельность в выполнении задачи; качество выполняемой работы; выполнение установленных норм, если работа нормируется). В этом случае значительно повышается интерес учащихся к выполнению учебно-производственных заданий.
Перед тем как разрешить выход группы из учебной мастерской, необходимо кратко сообщить учащимся о предстоящей учебной работе на следующем занятии. Этим заранее мобилизуется внимание учащихся к предстоящей работе.
Во время заключительного инструктажа мастер может давать задания на дом. Количество и объем их зависят от темы. Практика показывает, что наиболее целесообразно давать учащимся в неделю одно задание, состоящее из двух-трех вопросов. Активную помощь в составлении заданий на дом мастерам оказывают преподаватели специальных дисциплин. Содержание и объем заданий на дом по производственному обучению одобряют методические комиссии.
К очередному уроку мастер готовит план-конспект.
Центральной задачей в работе мастера производственного обучения является совершенствование методики преподавания. С целью повышения педагогического мастерства планируется индивидуальная методическая работа каждого мастера и участие его в коллективных делах.
Коллективная методическая работа предполагает участие мастера производственного обучения в работе педагогических советов, методических объединений, в педагогических чтениях, научно-практических конференциях, школах передового опыта.
Индивидуальная методическая работа – это повышение научно-технического, педагогического и профессионального уровня, изучение учебных планов, программ и инструкций; внедрение в практику трудового обучения достижений науки, техники, передового педагогического опыта.
Индивидуальная методическая работа преподавателей помимо участия в работе педагогического совета и пр. включает вопросы повышения квалификации, участие в профориентационной работе, составление рабочих программ, календарно-тематических планов, проведение воспитательных мероприятий и др.
Индивидуальная методическая работа руководителей профессиональных учебных заведений, в свою очередь, включает:
Руководители должны помнить, что главным в индивидуальной работе с инженерно-педагогическим коллективом является не выявление отрицательных или положительных факторов в его деятельности, а глубокий анализ их причин, разработка на основе этого анализа конкретных мероприятий по оказанию помощи педагогу в совершенствовании процесса обучения и воспитания.
Изучение любого контролируемого вопроса должно включать следующие этапы:
1. Определение цели изучения.
2. Составление плана контроля.
3. Выбор форм и методов.
4. Описание фактического
5. Объективная оценка состояния дел.
6. Рекомендации по совершенствованию деятельности конкретного педагога.
7. Оказание практической помощи инженерно-педагогическим работникам.
В зависимости от поставленной цели внутриучилищный контроль может осуществляться как фронтальный или комплексный (изучение постановки учебно-воспитательного процесса), так и тематический (изучение какого-либо определенного вопроса).
В качестве основных форм и методов внутриучилищного контроля могут применяться следующие:
В результате правильно организованного внутриучилищного контроля появляются большие возможности для индивидуальной работы руководителей с инженерно-педагогическими работниками профессиональных учебных заведении.
Внутриучилищный контроль не должен носить констатирующий характер. Анализ урока, изучение и проверка деятельности преподавателя и мастера производственного обучения — это квалифицированная помощь, основанная на глубоком изучении всех сторон деятельности педагога.
Подготавливаясь к учебному году (полугодию), мастер изучает квалификационную характеристику, учебные планы и программы производственного обучения, специальной технологии или технологии основ производства по данной профессии, знакомится с программами по другим предметам (общеобразовательные, материаловедение, черчение, электротехника и др.).
Изучая учебные программы, мастера внимательно знакомятся с перечнем включенных тем и их содержанием, что дает им возможность ясно представить цель изучения каждой темы, установить связь предыдущего учебного материала с последующим, определить и подготовить учебные работы, оборудование, приспособления, инструменты и материалы, необходимые для проведения занятий.
Опытные мастера профессионально-технических училищ разрабатывают общий план обучения на весь год, в котором предусматривают изучение новой технической литературы, инструкций; информационных листков, освещающих передовой опыт по специальности; ознакомление с новыми учебниками, методическими пособиями, методическими письмами и другими материалами, освещающими вопросы обучения и воспитания учащихся; практическое ознакомление с методами работы новаторов производства; подготовку необходимой учебно-материальной базы; изготовление образцов-эталонов наиболее сложных изделий; участие в разработке перечней учебных работ на основе типовых перечней, составляемых республиканскими и областными органами профтехобразования с учетом специфики и заказов базового предприятия; непосредственное участие в разработке инструкционно-технологической документации по операциям, переходам выполнения работ (с указанием последовательности операций и переходов, а также технических условий по каждому переходу); нормирование работ (совместно со старшим мастером), предусмотренных перечнем для изготовления учащимися (рабочие и ученические нормы).
Инструкционная карта.
Тема 3. Работа с динамическим плотнометром БелДорНИИ.
Упражнение 2. Определение плотности грунта земляного полотна динамическим плотномером БелДорНИИ.
Цель упражнения: овладеть навыками определения плотности грунта земляного полотна динамическим плотномером БелДорНИИ.
Управление
профтехобразования____________
ПТУ №__________
Последовательность выполнения упражнения (что делать) |
Инструктивные указания (как делать) |
Самоконтроль учащихся (как проверять правильность выполнения действия и его результаты) |
1. Изучение прибора |
| |
2. Установка прибора |
Прибор располагают в исследуемой точке земляного полотна вертикально. |
Вертикальное расположение проверяется при помощи уровня. |
3. Заглубление измерительного стержня |
Необходимо, поднимая гирю до упора вверх, ударами последней по наковальне заглубить стержень до нижней риски |
В ходе выполнения данного действия необходимо периодически проверять вертикальность стержня. |
4. Расчет числа ударов гири для заглубления стержня |
Необходимо заглубить стержень с наконечником, подсчитывая число ударов гири, необходимое для заглубления на отрезке 10-20. |
Плотность грунта вычисляется по следующей формуле: γ – удельная масса минеральных твердых частиц V – объем воздуха W – массовая доля влажности.
Динамическое сопротивление грунта вычисляется по формуле: Q - масса гири, кг; H – высота падения, см; S – площадь основания конуса, см2 q – масса прибора без гири, кг; N – число ударов на отрезке 10-20; h = 10 – глубина зондирования. Далее по специальному графику определяется плотность грунта. |