Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:07, контрольная работа
Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, 161].
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогика»
ЦДО |
Исполнитель: Бублий И.В. Группа: ЮРу-12 Нев |
| |
Рецензент: Коробицин Д.В. |
Невьянск 2013
В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое взаимодействие», «Педагогическая технология», «Педагогическая задача»?
Сущность понятия «Педагогический процесс»
Прежде чем обсуждать
специфические особенности
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, 161].
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [7, 213].
Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [1, 107].
Анализируя данные определения, а
также сопутствующую
- основными субъектами
- целью педагогического
- цель достигается
через применение специальных
средств в ходе
- цель педагогического
процесса, также как и ее достижение
обусловлены исторической, общественной
и культурной ценностью
- цель педагогического процесса распределена в виде задач;
- сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.
Все это и другие характеристики педагогического процесса будут рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.
По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах [6, 163].
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Постановка целей в образовании – достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы [1, 117]:
Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:
- гуманистической направленности педагогического процесса;
- связи с жизнью и производственной практикой;
- соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.
Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:
- научности;
- доступности и посильности обучения и воспитания школьников;
- соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;
- эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:
- обучения и воспитания детей в коллективе;
- преемственности,
- согласованности требований школы, семьи и общественности.
Деятельность педагога регулируется принципами:
- сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
- опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- уважения к личности
ребенка в сочетании с
Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.
Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:
- сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:
- ориентированности на
- прочности и действенности
результатов образования,
Сущность понятия «Педагогическая деятельность»
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность
осуществляют не только
Для проникновения в сущность
педагогической деятельности
Цель педагогической
Цель педагогической
Большое внимание разработке
проблемы целей воспитания
В качестве основных объектов
цели педагогической
Цели педагогической
Основной функциональной
Сущность понятия «Педагогическое взаимодействие»
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.
Даже поверхностный анализ
реальной педагогической
В этом заключается и сама специфика педагогических задач.
Они могут быть решены
и решаются только посредством
руководимой педагогом
Принято различать
разные виды педагогических
Педагогическое
Сущность понятия «Педагогическая технология»