Педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, 161].

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Центр дистанционного образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Педагогика»

 

 

 

ЦДО

Исполнитель: Бублий И.В.

 Группа: ЮРу-12 Нев

 

 

 

Рецензент: Коробицин Д.В.


 

 

 

 

 

 

Невьянск 2013

         В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое взаимодействие», «Педагогическая технология», «Педагогическая задача»?

 

Сущность понятия «Педагогический процесс»

 

Прежде чем обсуждать  специфические особенности педагогического  процесса приведем некоторые определения  этого явления.

По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, 161].

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [7, 213].

Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [1, 107].

Анализируя данные определения, а  также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

- основными субъектами взаимодействия  в педагогическом процессе являются  и педагог, и ученик;

- целью педагогического процесса  являются формирование, развитие, обучение  и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса» [6, 162];

- цель достигается  через применение специальных  средств в ходе педагогического  процесса;

- цель педагогического  процесса, также как и ее достижение  обусловлены исторической, общественной  и культурной ценностью педагогического  процесса, образования как таковых;

- цель педагогического  процесса распределена в виде  задач;

- сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Все это и другие характеристики педагогического процесса будут  рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.

По мнению И.П. Подласого  педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах [6, 163].

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей  и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего  и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Постановка целей в  образовании – достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы [1, 117]:

Применительно к выбору целевых ориентиров образования  действуют принципы:

- гуманистической направленности педагогического процесса;

- связи с жизнью  и производственной практикой;

- соединения обучения  и воспитания с трудом на  общую пользу.

Разработка средств  представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:

- научности;

- доступности и посильности обучения и воспитания школьников;

- соединение наглядности  и абстрактности в учебном  процессе;

- эстетизации всей  детской жизни, прежде всего  обучения и воспитания.

При выборе форм организации  педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:

- обучения и воспитания  детей в коллективе;

- преемственности, последовательности, систематичности;

- согласованности требований  школы, семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

- сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- опоры на положительное  в человеке, на сильные стороны  его личности;

- уважения к личности  ребенка в сочетании с разумной  требовательностью к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического  воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

- сочетания прямых  и параллельных педагогических действий;

- учета возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников.

Эффективность результатов  педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:

- ориентированности на формирование  в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

- прочности и действенности  результатов образования, воспитания  и развития.

 

Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

Смысл педагогической профессии  выявляется в деятельности, которую  осуществляют ее представители и  которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 Очевидно, что эту деятельность  осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации,  руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере  средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

 Для проникновения в сущность  педагогической деятельности необходимо  обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как  единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

 Цель педагогической деятельности  связана с реализацией цели  воспитания, которая и сегодня  многими рассматривается как  идущий из глубины веков общечеловеческий  идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

 Цель педагогической деятельности  — явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

 Большое внимание разработке  проблемы целей воспитания уделял  А-С.Макаренко, но ни в одной  его работе нет их общих  формулировок. Он всегда резко  выступал против любых попыток  свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек-коммунист" и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

 В качестве основных объектов  цели педагогической деятельности  выделяют воспитательную среду,  деятельность воспитанников, воспитательный  коллектив и индивидуальные особенности  воспитанников. Реализация цели  педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

 Цели педагогической деятельности  — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

 Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической  деятельности, является педагогическое  действие как единство целей  и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.

 

Сущность понятия «Педагогическое взаимодействие»

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой  педагогического процесса. Оно значительно  шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

 Даже поверхностный анализ  реальной педагогической практики  обращает внимание на широкий  спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект  усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

 В этом заключается и сама специфика педагогических задач.

 Они могут быть решены  и решаются только посредством  руководимой педагогом активности  учащихся, их деятельности. Д. Б.  Эльконин отмечал, что основное  отличие учебной задачи от  всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

 Принято различать  разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений:  педагогические (отношения воспитателей  и воспитанников); взаимные (отношения  со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

 Педагогическое взаимодействие  всегда имеет две стороны, два  взаимообусловленных компонента: педагогическое  воздействие и ответную реакцию  воспитанника. Воздействия могут  быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

 

Сущность понятия  «Педагогическая технология»

Информация о работе Педагогический процесс