Педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [6, 161].

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Анализ научной литературы позволил нам выявить сущность и  содержание понятия «образовательная технология». Существуют различные трактовки этого понятия.

   Так, В.В. Давыдов,  Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин,  М.В.  Кларин и др. считают, что под  образовательной технологией можно  понимать упорядоченную систему  действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Большая заслуга в  этом принадлежит В.П. Беспалько, который  выдвинул положение о том, что  главное в образовательной технологии – «это описание – проектирование процесса формирования личности учащегося, которое гарантирует педагогический успех независимо от мастерства учителя».

Попытка описания конкретных образовательных технологий была предпринята  Г.К. Селевко, который употребляет  понятие «педагогическая технология»  в трех уровнях: общепедагогическом, частно-методическом, локальном (модульном).

В.В. Гузеев под образовательной  технологией подразумевает систему, состоящую из некоторого диагностического и операционального представления  планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния и тенденции ближайшего развития обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора или построения оптимальной модели для данных конкретных условий.

Существуют  и иные определения педагогической технологии:

-описание процесса  достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков),

-модель совместной  педагогической деятельности по  проектированию, организации и проведению  учебного процесса (В.М.Монахов ),

- В. Н.Бордовская и  А.А.Реан указывают, что образовательные  технологии- это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания- методов.

- Г. М.Кусаинов считает,  что педагогическая технология, в отличие от традиционных представлений- это процесс преподавания и достижения  учителем запланированных целей и результатов  в обучении и воспитании, а процесс само- и взаимообучения школьников под руководством профессионального педагога, те изменения и преобразования, происходящие с ними на каждом этапе их работы по овладению содержанием образования и теми видами деятельности ,которые предусмотрены учебным планом и программами.

-по  В.А.Сластенину, педагогическая  технология - это строго научное  проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их обьективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

  Если   понятие  «методика» выражает процедуру  использования комплекса методов  и приемов обучения и воспитания  безотносительно к деятелю, их  осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом -профессионалом.

  Следовательно,  при  всей поляризации мнений по  сущностным основам педагогической  технологии ее можно трактовать  как процесс преподавания и  достижения педагогом запланированных  целей и результатов в деятельности  учащихся.(Хмель Н.Д.)   

Изучение литературных источников свидетельствует о том, что термин образовательная технология был общепринятым для педагогической науки девяностых годов. В этом направлении  приоритетным становится субъективность обучаемого, требующая проектирования личностно-ориентированных образовательных технологий.

Ученые считают, что  образовательные технологии призваны реализовывать идеальный процесс  обучения в конкретных условиях педагогической практики и отражать реальную действительность преподавания и учения, претворять в учебный процесс достижения современной дидактики. Одним из таких подходов является системный подход к изучению образовательных технологий, который предполагает раскрытие ее существенных черт, нацеливает на строго научное проектирование, точное воспроизведение в учебной аудитории и на достижение конечного результата педагогического процесса.

По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Истинная педагогика, избегая обеих крайностей, дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему».

«Порядок и системность - один из главных условий успеха школы...», - говорил К.Д. Ушинский. Он был за тесную связь систем - дидактической и научной. «Таким образом, - говорил он, - систему дидактическую мы переводим мало-помалу в систему научную». Многие педагогические рекомендации К.Д. Ушинского по формированию системы знаний учащихся достаточно успешно могут быть реализованы осуществлением связи изучаемого с известным ученикам, то есть умело построенная опора изучаемых явлений, фактов и событий на изученные ранее учениками, несомненно, способствует усвоению их научной системы, в конечном счете, на наш взгляд, ориентируемой на интегративный подход.

  К сожалению, следует  отметить, что очень часто образовательные  технологии понимаются весьма  однобоко, а именно, как применение  в сфере образования аудиовизуальных  средств, изобретений, промышленных  изделий и процессов.

В концептуальном плане, можно отметить на сегодня, уже созданы  и внедряются в практику следующие  новые образовательные технологии:

•развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);

•адаптивного обучения (А.С.Границкая);

• коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин );

•программированного обучения (Б.Ф.Скиннер);

• поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)

•проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, И.Л. Лернер, А.М. Матюшкин и  др.);

•системное формирование познавательных интересов у учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.).

   Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может  быть либо технологией, либо  искусством. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы  затем все началось сначала.  Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Таким образом, ключевым звеном  любой технологии является детальное определение конечного  результата и контроль точности его достижения.

 

Сущность понятия  «Педагогическая задача»

С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется  обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий.

 Педагогическую задачу  надо понимать как систему  особого рода, представляющую собой  основную единицу педагогического  процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс:  педагоги, воспитанники, содержание  и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

 • исходное состояние  предмета задачи;

 • модель требуемого  состояния (требования задачи).

 В условиях педагогического  процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок.

 Под педагогической  задачей, таким образом, следует  понимать осмысленную педагогическую  ситуацию с привнесенной в  нее целью в связи с необходимостью  познания и преобразования действительности. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

 Во-первых, педагогическую  задачу на этапе взаимодействия  субъектов педагогического процесса  решают по меньшей мере два  субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником.

 Специфика педагогической  задачи состоит и в том, что  при ее анализе нельзя полностью  абстрагироваться от характеристики  субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бархаев Б.П. Педагогика. – М., 2001.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989.
  3. Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. – М., 2000.
  4. Монахов В.М. Технологические основы проектирования, конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995.
  5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. – М.: Академия, 2008 – 224 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999. – 450 с.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  8. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: Учебное пособие. Алматы: АГУ им. Абая. 2002.

 

 


Информация о работе Педагогический процесс