Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:20, контрольная работа
Елизавета Ивановна Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского, и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Особую ценность представляет прогностический характер созданной Е.И.Тихеевой системы, своеобразное предвидение путей решения отдельных педагогических проблем, гуманное отношение к личности ребенка, особый стиль совместного сотрудничества воспитателя и воспитанника в продуктивной трудовой и игровой деятельности.
Введение ………………………………………………………………. 3
Педагогические взгляды и практическая деятельность по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой…………………………...5
Социально-педагогические взгляды Тихеевой Е.И…….7
Об общественном дошкольном воспитании…………….9
Заключение……………………………………………………………18
Использованная литература………………………………………….19
Реферат
Педагогическая деятельность Тихеевой
Содержание
Введение ………………………………………………………………. 3
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Елизавета Ивановна Тихеева была последователем
и пропагандистом идей К. Д. Ушинского,
и особое внимание уделяла подготовке
детей к школе, согласованию и преемственности
программ детского сада и начальной школы.
Созданная Е. И.
Тихеевой система дидактических материалов
для развития органов чувств, рекомендации
по умственному, нравственному, эстетическому
воспитанию детей находят применение
в работе современных детских садов.
Особую ценность представляет прогностический характер созданной Е.И.Тихеевой системы, своеобразное предвидение путей решения отдельных педагогических проблем, гуманное отношение к личности ребенка, особый стиль совместного сотрудничества воспитателя и воспитанника в продуктивной трудовой и игровой деятельности.
Отталкиваясь от методики сенсорного воспитания М. Монтессори, создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности: в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии, произведений искусства ("Родная речь и пути к ее развитию"). Наиболее эффективными считала формы развития речи, связанные с рассказыванием: уроки наблюдения над природой, экскурсии, прогулки. Важнейшую роль отводила речевым образцам, в первую очередь - речи воспитательницы. Возражала против обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию в родном языке.
Елизавета Ивановна Тихеева обосновала ряд ценных положений, касающихся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.
Педагогическая взгляды и практическая деятельность
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.
Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.
Уже в первые годы своей
педагогической деятельности Е. И. Тихеева
обращала особое внимание на обучение
детей родному языку в
В 1908 г. Е. И. Тихеева стала
членом Петербургского общества содействия
дошкольному воспитанию. В 1913 г. она
выступила на Всероссийском съезде
по семейному воспитанию с докладом
“Роль государства, семьи и общества
в деле дошкольного воспитания”.
Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла
председателем школьной комиссии общества,
которая разрабатывала вопросы
дидактики, методики начального обучения.
С этого же времени она руководила
детским садом, открытым этим обществом,
организуя опытно-
В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.
В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитани.
В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как
вице-президент Петроградского общества
содействия дошкольному воспитанию обратилась
с докладной запиской в министерство народного
просвещения Временного правительства,
в которой ставила вопрос о включении
детских садов в систему школьного образования,
но не добилась положительного ответа.
Социально педагогические взгляды Е. И. Тихеевой
Е. И. Тихеева создала оригинальную
теорию дошкольного воспитания. Она
разрабатывала вопросы
Классовая ограниченность Тихеевой
мешала ей наметить правильное решение
педагогических вопросов, увидеть связь
их с политическим строем: она была
сторонницей весьма умеренной педагогической
реформы — пересмотра школьных программ
и учебного материала, упорядочения приемов
и методов обучения и т. п.; критиковала
старую школу и “новую свободную школу”,
построенную на основе “свободного воспитания”,
только в педагогическом плане, не затрагивая
их социальных и политических основ.
Об общественном дошкольном воспитании
Е. И. Тихеева указывала, что в дореволюционной России трудовая семья не в состоянии была обеспечить правильное воспитание детей дошкольного возраста ввиду тяжелых условий ее жизни и отсутствия необходимых педагогических знаний. Не лучше обстояло дело с семейным воспитанием и в привилегированных сословиях и классах, подчеркивала она. В этих семьях “все неблагополучно — от начала до конца, все нуждается в перестройке — от основания до вершины. Ждать от этой семьи проведения в жизнь правильного воспитания в ближайшее время, конечно, не приходится”. Единственный выход Тихеева видела в широком развитии общественных дошкольных учреждений: “Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям,— необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей”.
Ее теория дошкольного
воспитания, известная до революции
под названием “метод Тихеевой”,
изложена в книге “Современный детский
сад, его значение и оборудование”.
Тихеева мечтала о том времени,
когда общественное дошкольное воспитание
детей станет распространенным явлением
по всей России и удовлетворит в
первую очередь потребности
Е. И. Тихеева обосновала
ряд ценных положений, касающихся вопросов
организации детского сада и постановки
воспитательно-образовательной
Она считала, что детский
сад плодотворно выполнит свою задачу
только в том случае, если он будет
работать совместно с семьей. Матери
необходимо чаще приходить в детский
сад, конечно при условии соблюдения
правил, обязательных для всех посетителей
и сотрудников сада. Родители должны
оказывать посильную
Детский сад должен быть учреждением, доступным для детей всех сословий, указывала она: “Демократизация школы должна начинаться снизу. Дети должны с первых лет своей жизни воспитываться в духе признания равенства всех сословий, классов, имущественных и социальных рангов. Впитав эти идеи в детском саду, они перенесут их и в школу”.
Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду должна вестись на родном языке. “Не может быть демократизации дошкольного воспитания, если игнорируется родной язык”,— писала Тихеева. Основываясь на высказываниях К. Д.Ушинского, она считала родной язык “главнейшим и основным предметом, образующим фон, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и в школе”.
Тихеева подчеркивала, что
детский сад ценен не только тем,
что служит делу воспитания и обучения
детей дошкольного возраста: он является
в то же время местом пропаганды
передовых идей по дошкольному воспитанию,
“лабораторией мыслей и теории”,
в которой могут учиться все,
кто интересуется дошкольными вопросами.
Она рекомендовала при детских
садах проводить беседы по дошкольному
воспитанию с родителями, устраивать
периодические выставки детских
работ. Разрабатывая вопросы воспитательно-
Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть “подобием семьи”, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, “семейные отношения. В детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение. Вся атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры и занятия проводиться как детские праздники.
Игры доставляют детям много радости и удовольствия. В то же время они являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. “На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,— писала Тихеева,— игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души”. Особенную ценность представляют подвижные игры, проводимые на открытом воздухе.
Информация о работе Педагогическкя деятельность Тихеевой Е.И.