Педагогическкя деятельность Тихеевой Е.И.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Елизавета Ивановна Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского, и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Особую ценность представляет прогностический характер созданной Е.И.Тихеевой системы, своеобразное предвидение путей решения отдельных педагогических проблем, гуманное отношение к личности ребенка, особый стиль совместного сотрудничества воспитателя и воспитанника в продуктивной трудовой и игровой деятельности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. 3
Педагогические взгляды и практическая деятельность по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой…………………………...5
Социально-педагогические взгляды Тихеевой Е.И…….7
Об общественном дошкольном воспитании…………….9
Заключение……………………………………………………………18
Использованная литература………………………………………….19

Файлы: 1 файл

контрольная тихеева.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Дети подвижны, активны, любят  проявлять себя в разной деятельности, в работах. Основная задача детского сада, считала Тихеева, дать детям  действовать, занять их работой, пользу которой они понимали бы и чувствовали  сами. Е. И. Тихеева выступала против строго регламентированных и систематизированных механических ручных работ, рекомендованных Фребелем. Но она говорила, что необходимо научить детей навыкам выполнения простейших видов ручного труда, облегчающим осуществление разных творческих замыслов; надо сочетать коллективный и индивидуальный труд детей в детском саду и тем самым воспитывать у них навыки общественного характера и личные вкусы и интересы. Важное воспитательно-образовательное значение Тихеева придавала работам детей по самообслуживанию, по уходу за растениями и животными.

Ведущую роль в воспитательно-образовательной  работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности  создания программы и планов занятий  в детском саду. Она писала: “Вполне  возможна программа, которая при  умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые  услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным  руководящим лицом”. Тихеева убедительно  доказывала, что необходимость программы  занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей  к школьному обучению. Программа  устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем  тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного  возраста.

В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная  последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка”.

Эти высказывания Тихеевой в то время явились весьма ценными  для развития дошкольной педагогики. Они противостояли взглядам сторонников  мелкобуржуазной теории “свободного  воспитания”, которые, как мы видели выше, отрицали необходимость программ и планов занятий с детьми дошкольного  возраста и считали, что занятия  должны строиться на основе “плана жизни детей, на удовлетворении детских  интересов, на свободном выборе ими  самими игр и занятий. Детский  сад Тихеева считала подготовительной ступенью к школе.

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. “Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,— писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада”.

Е. И. Тихеева считала возможным  лишь в отдельных случаях применять  специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые  при умелом руководстве могут  содействовать развитию у детей  утонченности восприятия, воспитывать  выдержку, волю, наблюдательность, ловкость, здоровое соревнование. Эти упражнения должны связываться с практическими  занятиями и играми, проводимыми  в детском саду; их следует постоянно  разнообразить. Она находила, что  дидактический материал Монтессори для развития органов чувств представляет для педагогов известный интерес, что с ним следует ознакомиться каждому, кто причастен к делу воспитания, но она видела и отрицательные стороны в методике его использования. “Мы,— писала она,— считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов”. Е. И. Тихеева правильно указывала, что дидактические упражнения Монтессори вторгаются в жизнь детей без малейшей связи с их основными интересами, что ребенок, безупречно подбирающий цветные моточки ниток по всем основным цветам и оттенкам, может отнестись совершенно бессознательно к спектру радуги.

Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических Материалов для развития органов чувств, построенную  на принципе парности и состоящую  из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, Цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в  которых эти дидактические материалы  используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических  играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

Подобранный Тихеевой в определенной системе дидактический материал и разработанная ею методика его  использования в свое время явились  ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику. Одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста Тихеева считала эстетическое воспитание, тесно связанное с умственным и нравственным воспитанием. Дети должны рисовать, лепить, петь. Надо сделать  так, чтобы в детском саду мог  развиваться вкус детей на доступных  их пониманию лучших образцах музыки, живописи, пластики, художественного  слова. Картины, иллюстрации в детских книжках, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, выразительно прочитанная сказка или стихотворение, образный рассказ, красота природы, с которой детей следует знакомить,— вот те пути и средства, которые Тихеева предлагала использовать для эстетического воспитания детей. Она указывала также, что соблюдение во всем порядка, чистоты, приучение детей к поддержанию этого порядка входят в число тех приемов, без которых эстетическое воспитание немыслимо.

Е. И. Тихеева дала практическим работникам по дошкольному воспитанию ценные рекомендации, как надо установить разумную дисциплину в детском саду. Одним из средств воспитания у детей дисциплинированности, считала она, является обязательный посильный труд, уклоняться от которого никто не должен (дежурство, уход за растениями, животными и т. д.). Понятие обязательности должно быть более или менее связано со всеми видами занятий детей. В жизнь каждого дня должно быть вкраплено какое-либо задание, выдвинутое самим ребенком или руководителем, которое должно быть для ребенка обязательным. Длительность работы по обязательным заданиям должна колебаться в зависимости от возраста от 5 до 20 минут.

В детском саду следует  установить четкий режим, он также обеспечивает приобретение детьми необходимых навыков  поведения. Прививая детям навыки хорошего поведения, надо воспитывать у них  умение сознательно и осмысленно относиться к своим действиям. “Привычка  — один из могущественных рычагов, влияющих на жизнь человека во всех се проявлениях,— писала Тихеева. — 13 поpy же детства рычаг этот по преимуществу полон сил и значения; Есть целый ряд навыков, которые необходимо привить детям и которые могут укорениться путем длительного воздействия и привычки”.

Е. И. Тихеева говорила, что  воспитателям детских садов нужна  специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные. дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

Книга Е. И. Тихеевой “Современный детский сад, его значение и оборудование”, в которой изложена ее теория дошкольного  воспитания, заканчивается приложением  справочного характера по организации  и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях), после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

Е. И. Тихеева активно участвовала  в методической работе дошкольного  отдела Наркомпроса, в подготовке кадров дошкольных работников. Она была профессором Института дошкольного образования, а затем Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде, принимала участие в написании учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов, в работе всех всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию. До 1928 г. Тихеева продолжала руководить детским садом бывшего Петербургского общества дошкольного воспитания, который после октября 1917 г. перешел в ведение Наркомпроса. В этом саду проводилась педагогическая практика студентов Института дошкольного образования, а затем Ленинградского педагогического института.

Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного  воспитания. В частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт. дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

 

Заключение

Елизавета Ивановна Тихеева  внесла большой вклад в дошкольное воспитание, и для детей в целом.

Особую ценность представляет прогностический характер созданной  Е.И.Тихеевой системы, своеобразное предвидение  путей решения отдельных педагогических проблем, гуманное отношение к личности ребенка, особый стиль совместного  сотрудничества воспитателя и воспитанника в продуктивной трудовой и игровой деятельности…

Все её новообразования, по дошкольному воспитанию, говорит  о её гуманном отношении к детей, к личности ребенка.  Для детей дошкольного возраста, и для детских садов, она разработала различные методики по развитию речи, мышления, проведения программных организованных занятий и систему оригинального дидактического материала и тд.

 

 

Использованная  литература

  1. Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955.
  2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 438-439.
  3. М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др. под ред. Л. Н. Литвина , История дошкольной педагогики.- М.: Прсвещение, 1989.-352с.

 

 


Информация о работе Педагогическкя деятельность Тихеевой Е.И.