Педагогическое обеспечение работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности и проблемы педагогического сопровождения ученического самоуправления в 80-90-ые гг. и проследить, какие существуют пути их решения в настоящее время.
В рамках достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Сбор теоретической информации о педагогическом сопровождении школьного самоуправления. 2) Выявление особенностей и проблем школьного самоуправления в 80-90-ые гг. 3) Сбор и анализ документации, регламентирующей деятельность школьного самоуправления и информации о его деятельности. 4) Сформулировать пути решения исторически сложившихся проблем педагогического сопровождения школьного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……. 3
Глава 1. Основные тезисы о педагогическом сопровождении школьного самоуправления ……………………..………………………………………..4
Глава 2. Исторический аспект педагогического сопровождения школьного самоуправления …………………………………………………6
2.1 Отражение исторической эпохи на педагогическую науку………….…..6
2.2 Особенности и проблемы педагогического сопровождения школьного самоуправления в 80-90-ые гг.…………………………………………………8
Глава 3. Современный аспект педагогического сопровождения школьного самоуправления……………………………………………..….10
Заключение…………………………………………………………………....13
Список использованной литературы……………………………………...15
Приложения…………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….……. 3

Глава 1. Основные тезисы о педагогическом сопровождении школьного самоуправления ……………………..………………………………………..4

Глава 2. Исторический аспект педагогического сопровождения школьного самоуправления …………………………………………………6

2.1 Отражение исторической эпохи на педагогическую науку………….…..6

2.2 Особенности и проблемы педагогического сопровождения школьного самоуправления в 80-90-ые гг.…………………………………………………8

Глава 3. Современный аспект педагогического сопровождения школьного самоуправления……………………………………………..….10

Заключение…………………………………………………………………....13

Список  использованной литературы……………………………………...15

Приложения…………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящий  момент в обществе все больше и  больше внимания уделяется молодежным инициативам.  Молодой человек с оригинальной идеей может воплотить ее в жизнь благодаря участию в конкурсах социальных и научных проектов и других конкурсах социальных инициатив. Ориентация на деятельность по положительному преобразованию общества должна закладываться еще в школьные годы, и этому очень способствует включенность детей в деятельность школьного самоуправления.

Анализировать школьное самоуправление (его структуру  и деятельность) необходимо для того, чтобы выбрать оптимальные (в данной ситуации) формы его осуществления. В различные исторические промежутки времени подход к школьному самоуправлению должен быть разным.

Исследование  будет главным образом предназначено  для педагогов организаторов, которые  занимаются педагогическим сопровождением школьного самоуправления. Для этого поставлена:

Цель  работы: выявить особенности и проблемы педагогического сопровождения ученического самоуправления в 80-90-ые гг. и проследить, какие существуют пути их решения в настоящее время.

В рамках достижения цели необходимо выполнить следующие

Задачи:

1) Сбор теоретической информации о педагогическом сопровождении школьного самоуправления.

2)  Выявление особенностей и проблем школьного самоуправления в 80-90-ые гг.

3)  Сбор и  анализ документации, регламентирующей деятельность школьного самоуправления и информации о его деятельности.

4) Сформулировать пути решения исторически сложившихся проблем педагогического сопровождения школьного самоуправления.

Глава 1. Основные тезисы о педагогическом сопровождении школьного самоуправления.

Ни для кого не секрет, что педагогическое сопровождение школьного самоуправления – очень сложное и многогранное явление в педагогике. Для того, чтобы сформировать ясное представление о нем, необходимо обратиться за помощью к истокам педагогики.

О школьном самоуправлении говорят практически в каждой школе, но везде видят себе его  сущность и цели по-разному. Поэтому  необходимо вывести единое определение, чтобы использовать его в нашей  работе.

Ю.П. Сокольников  видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников».

Н.П. Аникеева подчеркивает: «Детское самоуправление – это не совокупность выборных органов, а организация  гуманистических отношений, которые  реализуются в процессе деятельности» [2].

М. И. Рожков писал, что детское самоуправление - демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. [1]

И многие другие педагоги давали определение столь  сложной структуре. В нашей же работе мы будем разделять понятия школьное самоуправление и ученическое самоуправление. Это обусловлено тем, что в структуру школьного самоуправления могут входить не только обучающиеся, но еще и педагоги, и родители. А в ученическое самоуправление, в нашем понимании, – структура только для школьников. Если говорить о терминологии, то школьное самоуправление мы понимаем как форму организации  коллектива, реализующего функции управления и способствующего процессу социализации детей в совместной деятельности с родителями и педагогами, направленной на положительное преобразование общества.

Аналогично обстоят дела с другим не менее значимым явлением, которое называется педагогическим сопровождением. Существуют стили, модели, способы взаимодействия, от которых зависит педагогическое сопровождение любой из форм детской коллективной деятельности. Но все по порядку.

Щеголь В.И. говорит  о том, что педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. [5]

Г.М. Беспалова считает, что педагогическое сопровождение - это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику. Мера ответственности и учителя, и учащегося может быть разной на разных этапах и обуславливаться конкретикой сложившейся ситуации и индивидуальными особенностями ученика, в первую очередь уровнем его готовности к самообразованию. [6]

Мы  остановимся на том, что педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность лиц взаимодействующих  с детским коллективом в школьной среде.

 

 

 

 

 

Глава 2. Исторический аспект педагогического

сопровождения школьного  самоуправления.

Каждая наука  с течением времени претерпевает определенные изменения. Не всегда это  связано с проводимыми научными исследованиями, расширением системы знаний в науке. Хотим мы этого или нет, все проявления современного общества зависят от политической и экономической ситуации в мире, стране, регионе. Исключением не стала и педагогическая наука. Конец 80-ых – начало 90-ых  -  уникальное время в не только в отечественной, но даже мировой истории. Распад СССР повлек за собой очень серьезные изменения в политическом устройстве, экономике и, что для нас наиболее важно в идеологии.

Школа во все времена должна удовлетворять ценностям и интересам  общества, заниматься социализацией  своих учеников. Как мы уже говорили, одним из факторов социализации школьников выступает вовлечение их в структуру и деятельность ученического самоуправления. Поскольку изменились общественные ценности, возникла необходимость пересмотреть структуру

2.1 Отражения исторической эпохи на педагогическую науку в 80-90-ые гг.

 Вплоть до конца 80-х годов определенный отпечаток на школьное воспитание накладывала глобальная идеологическая конфронтация. В школе бывшего Советского Союза Запад рассматривался как потенциальный противник. В свою очередь образ врага в виде СССР владел умами школьников западного мира и Японии. Советская школа провозглашала идеи коммунистического, классового воспитания. Школа Запада и Японии противопоставляла этому демократические идеалы и ценности.  
На рубеже 80—90-х годов «холодная война» закончилась. В школьное воспитание внесены серьезные коррективы. [7]

В 90-ых годах  перед образовательной системой в России была поставлена  новая  программа школьного воспитания. Теперь школа должна была способствовать духовному обновлению общества. Еще бы, коренное изменение в политическом устройстве сильно сказывалось на настроениях граждан.

Приоритеты сменились  с авторитарного воспитания в  сторону уделения  каждому ученику  персонального внимания. Свободу почувствовали не только взрослые люди, но и школьники. Нам кажется, что именно в этот момент в отличие от всего советского периода можно говорить о настоящем «школьном самоуправлении».

В бывшем Советском Союзе  непреложной являлась взаимосвязь  школьного воспитания с политикой  коммунистической партии. В начале 90-х годов с этим было покончено. В учебных заведениях была запрещена деятельность любых политических партий. В российской школе возник идейно-политический вакуум, который необходимо было заполнить новым содержанием. Новая система взглядов на воспитание предусматривает идейную толерантность. Утверждается право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными. [7]

Здесь требуется ввести новое  понятие, которое призвано охарактеризовать основные тенденции воспитательного процесса. Наша речь идет о поликультурном воспитании. А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Идеи поликультурного  воспитания стали сравнительно новым  явлением для России, альтернативой социалистическому воспитанию, которое имело в виду формирование личности вне национальной культуры как условие единства и идеологической интеграции общества.

2.2 Особенности и проблемы педагогического сопровождения

Школьного самоуправления в 80-90-ые гг.

Основой для  этого пункта послужили труды  И. Ф. Груздева. Он занимался исследованием  ученического самоуправления в 80-90-ые гг. Из его диссертационной работы можно сделать следующие выводы, столь полезные для нашего исследования:            (приложение 2)

  1. Негативно на развитие системы школьного самоуправления сказывается регламентация структуры деятельности школы и командно-административные методы руководства. А это не что иное, как одна из проблем педагогического сопровождения школьного самоуправления.
  2. Ликвидация в школах детских и юношеских коммунистических организаций привела к повышению роли самих учащихся.
  3. Для повышения уровня мотивации учеников и развития ученических организаций необходимо исследовать деятельность, неформальных объединений, получивших в 90-ые широкое распространение. Автор видит именно в них систему самоуправления, раскрывшуюся в полной мере, так как отсутствуют лица, курирующие подобные объединения.
  4. В некоторых школах самоуправление превращено в институт поддержания дисциплины и порядка. Проблема недостаточной реализации потенциала  школьного самоуправления.
  5. К началу 90-ых учащиеся активно сотрудничали с предприятиями, совхозами. Проводились сельскохозяйственные работы, трудовые лагеря, школьные отряды по сбору фруктов. Широкое распространение получила школьная производственная практика, в процессе которой учащиеся помогали рабочим выполнять производственные задания.
  6. О педагогическом сопровождении сказано, что, к сожалению, ученическое самоуправление в полной мере вплоть до 1992 г. не было делом самих учащихся.

Таким образом, нами было выведено 4 проблемы педагогического  самоуправления :

  • Проблема командно-административные мер руководства;
  • Проблема недостаточной исследованности неформальных молодежных объединений;
  • Проблема недостаточной реализации потенциала школьного самоуправления;
  • Проблема низкого уровня мотивации к деятельности в структуре школьного самоуправления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современный аспект педагогического

сопровождения школьного самоуправления.

Чтобы эффективно проводить анализ положительных  изменений в любой  отрасли  деятельности необходимо ответить на следующие вопросы «что было раньше?», «что существует в настоящее время?» и выделить сходства и различия. Эта глава нашей работы отвечает на второй вопрос.

В 1992 году был  принят Закон Российской Федерации  “Об образовании”, в котором  нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа  разрабатывает свой устав (приложение 1), в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немало важная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В рассмотренных  нами уставах образовательных учреждений (приложения 2,3,4,5) были выявлены различные подходы к пониманию словосочетания «школьное самоуправление». Для рассмотрения эффективных существующих форм работы в структуре педагогического сопровождения школьного самоуправления остановимся на уставе гимназии №3 г. Ярославля (приложения 3,4,5).

Главный орган  самоуправления  – совет  гимназии. Совет гимназии избирается на три года. В состав совета входят по 7 представителей от учащихся, родителей и педагогов, избираемых открытым голосованием на «Совете+», общегимназическом родительском комитете и Педагогическом совете.

Существует  также «Совет +» - дополнительный орган именно ученического самоуправления. Он состоит из учащихся 5-11 классов, избираемых на классных собраниях в начале учебного года. «Совет +» делегирует своих представителей (7 человек) из числа учащихся 9-11 классов в Совет гимназии.

Информация о работе Педагогическое обеспечение работы с молодежью