Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Учебная деятельность, как правило, предусматривает роли учителей и учащихся, права педагогов на управление познавательной и практической деятельностью обучаемых, а также обязанности по соблюдению норм педагогической этики во взаимодействии со школьниками, их родителями, со своими коллегами. Поэтому общение конкретного учителя со своими учащимися на уроках будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге.

Содержание работы

Интерактивная сторона общения. 2
Коммуникативная задача педагогического общения 5
Понятие благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. 10
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Педагогическое общение.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

 

                                                    Содержание.

  1. Интерактивная сторона общения.                                                              2
  2. Коммуникативная задача педагогического общения                                5
  3. Понятие благоприятного психологического климата  в педагогическом коллективе.                                                                                                   10
  4. Список используемой литературы                                                            13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Интерактивная сторона общения.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др.

Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности.

Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает  определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями.

Учебная деятельность, как  правило, предусматривает роли учителей и учащихся, права педагогов на управление познавательной и практической деятельностью обучаемых, а также обязанности по соблюдению норм педагогической этики во взаимодействии со школьниками, их родителями, со своими коллегами. Поэтому общение конкретного учителя со своими учащимися на уроках будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге.

Интерактивное общение –  метод обучения, в основу которого положено двухстороннее общение, обмен  мыслями и информацией позволяющий  сформировать определенные умения, навыки. Выработать линию поведения, позволяющую гармонично влиться в окружающее нас общество. Общение неразрывно связано с деятельностью людей, часто бывает сложно разделить эти два понятия. Основателем интеракционизма был ученый из США Джордж Мид.

Основы интерактивной  стороны общения можно выразить следующим образом:

  1. природа человека такова, что общению отводится значительная роль благодаря мнению окружающих и близкому сотрудничеству с ними формируется личность человека его «Я»;
  2. основная причина для развития личности состоит из двух факторов: сотрудничества и интерактивной стороны общения.

В современных условиях можно  уделить внимание следующим факторам, влияющим на развитие личности человека:

  1. человек поддерживает два типа взаимодействия, кооперацию и конкуренцию. Кооперация – стремление к общим целям и идеям. Конкуренция – ставить свои цели и идеи на первое место.
  2. общество контролирует твое развитие - еще одна неизменная грань интерактивной стороны общения. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения и морали, которые определяют требования взаимоотношений между людьми.
  3. каждый отдельный индивидуум согласовывает свои представления об этих нормах с общепринятыми, в дальнейшем, постоянно согласовывая свои поступки с этими нормами.
  4. интерактивная сторона общения подразумевает четкое определение роли каждого отдельно взятого индивидуума.
  5. Каждый день человек взаимодействует с другими людьми на работе в кругу семьи или близких людей. Эти роли могут сталкиваться между собой, в результате чего могут происходить определенные конфликты интересов.

Следовательно, сегодня под  интерактивной стороной общения  часто подразумевают именно конфликт интересов по причине личных или предметно - деловых факторов. Личные – чаще всего возникают, когда затрагивается чувство собственного достоинства человека, предметно-деловые, когда в отношениях между людьми затрагиваются материальные интересы. Если конфликт долгое время остается неразрешенным возникает так называемый смысловой барьер, когда появляется нежелание прислушиваться к другому мнению, требованию или даже приказу. Продолжение общения не решает ситуации, а заводит ее в еще больший тупик. Это в большинстве случаев приводит к разрыву связей с таким человеком.

Для того чтобы успешно взаимодействовать с классом, необходимо приспосабливаться к его потребностям. В этом эффективную помощь и оказывает интерактивная сторона общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. коммуникативная задача  педагогического общения.

Общение относится к числу  межпредметных категорий. Оно органично  и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности. Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблем взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта. Педагогическая система "учитель - ученик" в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др. Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами. Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. В.А.Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения'. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.  Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения  к  учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, с другой - общение с детьми в процессе педагогического творчества.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общении в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания. Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.

Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации. А.А.Леонтьев определяет коммуникативную задачу как результат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. коммуникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения. Чаще всего многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности решают ее неосознанно. Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба. Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию. 
Интенция - имманентная направленность  сознания  на  предмет безотносительно к тому, является он реальным или только воображаемым. Вербальный - словесный, устный. Коммуникативная задача вплетена и в общий контекст учебной задачи, которая, согласно Д.Б.Эльконину, является основной единицей учебной деятельности. При этом основное отличие учебной задачи от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Коммуникативные задачи, поэтому могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корригирующие), контролирующие, организующие. Для учителя, осуществляющего управление учебной деятельностью ученика, важно не только четко осознавать и дифференцировать типы коммуникативных действий, направляющих учебную деятельность ученика, но и определять, какими из этих действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи.

3. понятие благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического  коллектива. Педагогический коллектив  представляет собой группу совместно  работающих педагогов, имеющих общие  образовательные цели, достижение которых  является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных  взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей. Он как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива: общественно значимые цели деятельности, наличие руководства, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Но при этом он имеет свои специфические особенности.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: "Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно: построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой". Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие, сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии. Так что же такое коллектив? Коллектив - группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

Организованность классного  коллектива включает в себя регулирование  эмоциональной стороной упорядочивания его жизни и деятельности. А. С. Макаренко в организации жизни коллектива придерживался создания определённого стиля, тона, мажорного, доброго настроения в коллективе, комфорта, а В. А. Сухомлинский называл школу - школой радости, подчёркивая тем самым значение переживаний в ней. Перед классным руководителем стоит задача огромной важности: создать благоприятный психологический климат в классе, управлять им на протяжении всей жизнедеятельности его. Что же такое благоприятный психологический климат? Под психологическим климатом коллектива понимают «эмоциональный настрой коллектива» , «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями». В качестве показателей психологического климата психологи отмечают: - удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией; - преобладающее настроение в коллективе; - взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых; - степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; - сплочённость как эмоциональное единство; - сознательную дисциплину. В сплочённых классах наблюдается единство переживаний, связанных с какими- то либо событиями, учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма. Одним из социально - психологических аспектов работы классного руководителя является создание благоприятного психологического климата в классном коллективе. Что подразумевается под термином «благоприятный?» Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.

Информация о работе Педагогическое общение