Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:40, контрольная работа
Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно – регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром, преобразование его для удовлетворения его постоянно развивающихся потребностей. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
1. Мозг и психика. Структура психики. Соотношения сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
2. Суть процесса обучения.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Высшая школа экономики
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Зачёт по дисциплине «Психология и педагогика»
Выполнила: студентка 2 курса
Канюшкова Татьяна Геннадьевна
Вариант №1.
Содержание
1. Мозг и психика. Структура психики. Соотношения сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
2. Суть процесса обучения.
1. Введение
Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно – регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром, преобразование его для удовлетворения его постоянно развивающихся потребностей. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Мозг и психика.
Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.
Нервная система - центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки; после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течении жизни не обновляются и не формируются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируют от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга не гарантирует высокий уровень интеллектуальных возможностей.
Нервная система делится на центральную , представленную спинным и головным мозгом, и периферическую, которая включает нервы и нервные узлы, расположенные во внутренних органах (они иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы). Периферийная вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека.
Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок в основном помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритм сердца, дыхания, уровень артериального давления и т.п.
Нервная система выполняет две главные функции:
а) функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и т,д.) и эффекторы (железы и мышцы);
б) функцию интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе.
Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой.
Профессор Ричард Хайер из университета Калифорнии (США) обнаружил, что мужчины и женщины используют различные части головного мозга для размышлений. Мужчины больше думают серым веществом, ответственным за обработку информации, женщины же в процессе мышления задействуют в 10 раз больше белого вещества, ответственного за связи различных информационных структур.
Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно его коры. В коре головного мозга выделяют:
сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов;
моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека;
ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.
Структура психики.
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Соотношение сознания и бессознательного.
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного
в той или иной степени представлены
во многих психических процессах, например
бессознательное ощущение равно
А. Г. Асмолов предложил
объединить разнообразные проявления
бессознательного в поведении человека
в следующие группы:
♦ надындивидуальные надсознательные
явления – это усвоенные субъектом типичные
для данной группы (общности) образцы поведения,
влияние которых не осознается самим человеком.
Эти образцы, усваиваясь через подражание,
определяют социально типичные особенности
поведения человека;
♦ неосознаваемые мотивы поведения –
будучи вытесненными из сознания личности
из-за конфликта с социальными запросами
общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие
на личность и проявляющиеся в непрямых символических
формах (сновидениях, оговорках, описках
и т. д.). Такие бессознательные мотивы
позволяет выявить метод психоанализа
З. Фрейда;
♦ неосознаваемые резервы органов чувств
– воздействие на поведение таких раздражителей,
о которых человек не может дать себе отчета;
такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым
как «шестое чувство»;
♦ неосознаваемые регуляторы способов
выполнения деятельности (операционные
установки и стереотипы) – возникают в
процессе решения различных задач (персептивных,
анемических, моторных, мыслительных)
и предопределяются прошлым опытом поведения
в аналогичных ситуациях.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Основные психические процессы.
Традиционно в отечественной психологии принято выделять две группы психологических процессов.
1. Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:
ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов;
мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.
2. Неспецифические, т. е.
память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
воображение прогнозирует будущий опыт.
Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познавательного процесса.
Ощущения определяют как процесс
отражения отдельных свойств
предметов и явлений
Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.
Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.
Восприятие — это
отражение целостных предметов
и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. В
ходе восприятия происходит упорядочение
и объединение отдельных
Представители психологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию — гештальт. Целостность — согласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами и т. д.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)