Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:40, контрольная работа
Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно – регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром, преобразование его для удовлетворения его постоянно развивающихся потребностей. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
1. Мозг и психика. Структура психики. Соотношения сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
2. Суть процесса обучения.
Универсальные психические
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.
Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.
Будучи важнейшей
Внимание выступает
одной из сторон сознания человека.
В любой сознательной деятельности
людей оно проявляется в
Внимание — это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.
Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение — это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.
Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один толькоперечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).
Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).
Структура сознания.
Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.
Основными характеристиками сознания являются:
Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.
Сознание - это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.
Например, сознание сохраняет то, что является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.
Благодаря сознанию человек
приспосабливается к
Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.
Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других такого качества не усматривается. Поэтому можно говорить о различном уровне самосознания не только у разных людей, а и у одного человека, который зависит от глубины и выразительности того отражения объективной действительности, которое направляется деятельностью.
О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.
Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.
2. Суть процесса обучения.
Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
- организация и стимулирование
активной учебно-
- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
4) социальная – формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;
5) валеологическая – функция здоровосбережения;
6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Движущие силы обучения – это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
1) противоречия между постоянно
возрастающими потребностями
2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;
3)
между фронтальным изложением
материала и его
4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;
5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;
Закономерности процесса обучения. Закономерность – это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
1)
закономерность разумного
2)
создание условий для
3)
учет возрастных и
4) согласованность единства всех обучающих институтов;
Специфические закономерности:
1)
состоит в воспитательном
2) процесс обучения зависит от условий его протекания;
3)
во взаимосвязи процесса
4)
происходит взаимосвязь между
процессом обучения и
5) активность ученика к процессу обучения.