Педагогика как гуманитарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:12, лекция

Описание работы

Цель: Развитие и формирование у будущих учителей педагогического профессионализма.
1. Общекультурное значение педагогики.
2 Объект, предмет, задачи педагогики.
3. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, формирование, педагогический процесс, образование), их взаимосвязи.
4. Характеристика основных принципов педагогики: научности,
систематичности, целостности, природосообразности и другое.
5. Методологические основы и принципы научно-педагогического исследования.

Файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Педагогика как гуманитарная наука.

 

Цель: Развитие и формирование у будущих учителей педагогического профессионализма.

 

1. Общекультурное значение педагогики.

2  Объект, предмет, задачи педагогики.

3. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, формирование,  педагогический процесс, образование), их взаимосвязи.

4. Характеристика основных принципов педагогики: научности,

систематичности, целостности, природосообразности и другое.

5. Методологические основы и принципы научно-педагогического исследования.

 

Литература.

  1. Бордовская Н.В.,Реан А.А.. Педагогика. Санкт-Петербург,2000.
  2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика.-М.,1998.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.1988.
  4. Ильина Т.А. Педагогика 1984.
  5. Сластенин и др. Педагогика  М. 1998
  6. Подласый И.П. Педагогика М.1999.
  7. Харламов В.Ф. Педагогика М.1999.

 

 

1. Общекультурное значение педагогики.

Педагогика получила свое название от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго» - вести. В дословном переводе "пайдагагос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребёнка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысл для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т. е. Воспитывать и обучать. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначаю' _педагогическую науку. Во-вторых, педагогика- это искусство, и тем самым она приравнивается к практике.

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности. Деятельность в сфере науки- научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки.

Педагогическая действительность- это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действие, методы обучения и воспитания, учебники и Т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука- это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном ( стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественнообразной форме.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришёл к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Её функция- опознавать законы воспитания, образования и обучения людей на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Поэтому во все времена педагоги искала лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Исходя из вышеизложенного источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогики; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и систему воспитания современных быстро изменяющихся условиях.

 

2  Объект, предмет, задачи педагогики.

Принято различать объект и предмет науки. Объект- это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет- способ видения объекта с позиции этой науки.

В определении объекта и предмета нашей науки существует много неясностей и разногласий. Можно даже сказать- в этом деле 'сколько людей, столько и мнений. Наиболее распространенное определение объекта педагогики следующее: объект педагогики- это воспитание. Но сразу же возникают разногласия. Во многих случаях об объекте не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики- воспитание. Но само понятие "воспитание" имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребёнка, а это уже совсем не тоже самое что воспитание.

Чтобы избежать бесплодного спора о словах, нужно обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже к тому, как это обозначить.

Педагогика- изучает особый вид деятельности. Это деятельностьцеленаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать какие-то качества личности ( гуманность, нравственность, самостоятельность и др.), поэтому можно сказать что это- деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества, Т.е. передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют "трансляцией" культуры.

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Этот вид деятельности направленный на изучение усвоение личностно-социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет может формулироваться так: это система отношений, возникающих в действительности, являющейся объектом педагогической науки.

Принимая все это во внимание, можно уверенно сказать, что объектом педагогической науки является- образование. Правда, образование изучают также и другие науки, например: педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика- это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно и только оно является ее собственным объектом изучения.

Несмотря на то что педагогика занимается "вечными" проблемами, ее предмет конкретен: - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Для раскрытия задач педагогической науки, необходимо провести различие научных и практических задач в области образования и воспитания. Основное отличие состоит в том, что задачи науки-вести исследования, а задачи школы- осуществлять воспитание, образование школьников.

Педагогическое науковведение выделяет несколько задач по разным основаниям, т. е. постоянные, и временные задачи.

Приоритетной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения. Закономерности в педагогике тактируются как связи между 'преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личность. Следующей задачей педагогической науки является: изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по-своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся - неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя отечественного образования вошли в историю как создатели оригинальных педагогических технологий. Например: учитель В. Ф.Шаталов разработал и предложил ныне популярную во всем мире систему эффективного обучения посредством инструментария возбуждения у школьников познавательной инициативы. Учитель литературы Е. Н. Ильин разработал и предложил систему решения тончайших образовательно-воспитательных задач при изучении художественных и публистических произведений.

Важное место среди задач педагогической науки занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Основная суть данной задачи заключается в том, что участниками решения здесь могут быть и обучающиеся, т. е. они осваивают теоретико-прикладные знания путем поисков, разработок, конструирования и др.

Одним из задач является прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно-педагогической деятельности. В педагогическом прогнозировании реализуется кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. И поэтому возникает необходимость двуаспектного управления его: управления функционированием и управления ее развитием. Несмотря на это Педагогическая прогностика не развивается изолированно от межнаучной концепции футуралогии (futurum- будущее). Она есть не что иное как часть концепции предвидения будущего природы и общества.

Следующая задача- это внедрение результатов исследования в практику. Суть ее состоит в следующем- разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Одним из современных путей сращивания теории и практики выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения.

Таков ряд постоянных задач науки о воспитании. Они не могут быть решены до степени исчерпания, потому что наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, современные модели обучения и др.

Временные задачи педагогической науки - это библиотека электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителя, создание дидактических основ обучения отстающих школьников, разработка тестов уровней' педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типичных конфликтов в отношениях учитель- ученик и др.

 

3. Основные педагогические  понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими  категориями.

 К ним относятся воспитание, обучение, образование, формирование, педагогический процесс.

Воспитание- целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание- это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям значения. Умения. Способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы- словами, все созданное в процессе исторического развития человека.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В широком педагогическом смысле воспитание- это социально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях, и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Отсюда следует что, ВОСПИТАНИЕ имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.

 

Следующая категория педагогики- ОБУЧЕНИЕ. Это специально-организационный, целепологаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Отсюда вытекает что: 3нания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять

практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного управления.

Следующей категорией педагогики выступает ОБР АЗОВАНИЕ - оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющийся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Информация о работе Педагогика как гуманитарная наука