Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:12, лекция
Цель: Развитие и формирование у будущих учителей педагогического профессионализма.
1. Общекультурное значение педагогики.
2 Объект, предмет, задачи педагогики.
3. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, формирование, педагогический процесс, образование), их взаимосвязи.
4. Характеристика основных принципов педагогики: научности,
систематичности, целостности, природосообразности и другое.
5. Методологические основы и принципы научно-педагогического исследования.
Другой категорией педагогики выступает формирование- процесс становления человека как социального существа, под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивость.
К категории формирования относят также общенаучные понятие развитие. Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Развитие личности - сложнейший процесс объективной деятельности. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами (физический, психологический, духовный, социальный и другие стороны компонента).
Педагогический процесс- это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности.
В педагогической литературе употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П. Ф. Кантерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличных черт- целостности и общности. Обеспечение- же единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
4. Принципы обучения
Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения. Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике есть система принципов, которую составляют как давно известные так и новые в ходе развития науки и практики.
В основу видения системы принципов, наложены личностно-деятельный и управленческий подход отраженных в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, М. Н. Скаткина и др.
Учитывая целенаправленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося. В современной школе выделяют следующую систему принципов обучения.
1) Принцип научности содержания - отражает взаимосвязь с современным научным знанием. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащегося с объективными научными факторами, теориями, законами и отражало современное состояние наук.
2) Принцип систематичности и последовательности- придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся. Он предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. Основное требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной стороне обучения, при которой каждый урок - это логическое продолжение предыдущего.
3) Принцип доступности- требует учета особенностей развития, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа:- переходит от изучения того, что близко (история родного края), к тому что далеко (всеобщая история);
- переходит от легкого к
4) Принцип наглядности- один из старейших и важнейших в дидактике означает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. Т. А. Ильина разработала концепцию, где делит на: -естественную наглядность (предмет объективной реальности); -экспериментальную наглядность (опыт, эксперимент);
-объемную наглядность (макеты, фигуры);
- изобразительную наглядность (картины, рисунки);
-звуковую наглядность (магнитофон);
-симфоническую наглядность (карты, графики, схемы);
- внутреннюю наглядность (образы создаваемые речью учителя).
5) Принцип связи обучения с практикой- предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством.
5. Методологические основы
и принципы научно-
Под «методологией» -понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Для того, чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии.
Первый уровень- философские знания.
Второй уровень- общенаучная методология (системный и деятельный подход).
Третий уровень- конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур:
Отсюда вытекает, что без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания.
Существуют различия между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научное педагогическое знание, «производит» их, а второй их использует.
Исходя из этого, методологическую культуру рассматриваем как
научную область, носящую название «методология педагогики».
Методология педагогики- есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающую педагогическую деятельность по получению знаний и обоснованно программ, логики и методов, оценки качества исследовательской работы.
В связи с этим в содержании методологии педагогического исследования можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задача, гипотеза замещаемые положения, новизна, значение ,для науки, значение для практики. Все они взаимосвязаны между собой.