Педагогика как наука и её связь с другими науками о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является – изучение научных материалов о педагогике, как о самостоятельной науке, определение её целей, задач и функций, характеристика основных педагогических категорий. Так же рассматривается связь педагогики с другими науками о человеке.
В настоящее время, наука педагогика актуальна, потому что она формирует человека, даёт нам знания о формах и методах воспитания, образования и обучения. Данная работа выполнена методом изучения материалов о педагогике.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………
3
1.Педагогика и её предмет………………………………………………
4
1.1Образование……………………………………………………..
4
1.2Обучение…………………………………………………………
5
1.3Воспитание………………………………………………………
6
1.4Развитие………………………………………………………….
7
2.Цель, задачи и функции педагогики…………………………………
8
3.Связь педагогики с другими науками о человеке…………………..
12
Заключение …………………………………………………………….
14
Список литературы ……………………………………………………..
15

Файлы: 1 файл

Психология Реферат Педагогика Как Наука И Её Связь С Другими Науками О Человеке.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Психология и педагогика»

на  тему «Педагогика как наука и её связь с другими науками о человеке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

ПЛАН

Введение …………………………………………………………………

3

1.Педагогика и её предмет………………………………………………

4

        1.1Образование……………………………………………………..

4

        1.2Обучение…………………………………………………………

5

        1.3Воспитание………………………………………………………

6

        1.4Развитие………………………………………………………….

7

2.Цель, задачи и функции педагогики…………………………………

8

3.Связь педагогики с другими  науками о человеке…………………..

12

Заключение …………………………………………………………….

14

Список литературы ……………………………………………………..

15


 

 

Введение

 В настоящее время педагогика является одной из важнейших составляющих нашей действительности. Изучение и пополнение базы знаний в данной области необходимо в не меньшей степени, чем в отношении какой-либо другой науки. Педагогика проникает во все сферы деятельности человека, играя ключевую роль при становлении личности и сопровождая его в течение всей жизни.

Объектом реферата является педагогика, которая выступает через явления действительности, обуславливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования, воспитания, обучения и развития.

Целью данной работы является – изучение научных материалов о педагогике, как о самостоятельной науке, определение её целей, задач и функций, характеристика основных педагогических категорий. Так же рассматривается связь педагогики с другими науками о человеке.

В настоящее время, наука педагогика актуальна, потому что она формирует человека, даёт нам знания о формах и методах воспитания, образования и обучения. Данная работа выполнена методом изучения материалов о педагогике.

 

 

 

1.Педагогика и её предмет

Термин «педагогика» ведёт своё происхождение из Древней Греции. Педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей,  для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Каждое поколение людей  решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить  этот опыт, и, в-третьих, - передать его  следующему поколению. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

 

1.1Образование

Образование является одним  из самых древних системных видов  и развивается вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным  потому, что каждое новое поколение  людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование - целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.

Образование – это формирование определенного образа  человека, его личности. Образование применительно  к каждому отдельному человеку, это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке. Итогом образования является образованность или понимание человеком окружающего мира и самого себя.

 

1.2Обучение

Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение - это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение:

Преподавание  
(деятельность учителя)

Учение  
(деятельность ученика)


Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; Учение  – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид  педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый  процесс), в которой возникают  типичные отношения "учитель-ученик". Результат обучения – это обученность или овладение основными компетенциями (умение применения знаний на практике). В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

 

1.3Воспитание

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более определяемого термина:

    • В широком социальном значении - это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие).
    • В узком социальном значении - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
    • В широком педагогическом значении - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание).
    • В узком (локальном) педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Итог воспитания – это  воспитанность или сформированность основных социальных качеств личности.

 

1.4Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может  изменяться, но не развиваться. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Результат развития – это развитость или степень реализации возможностей.

 

 

2.Цели и задачи педагогики

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего  неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Следует различать теоретические  и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько  важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей  процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение  практики, опыта педагогической деятельности;

•разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов  исследований в практику преподавания;

• планирование образования  на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных  учреждениях. Функции педагогики –  своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые  для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.

Функции педагогики:

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

2) анализ, обобщение, интерпретация  и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно –  обоснованного целеполагания, планирования  и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного  управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических  технологий (содержания, форм, методов,  средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной  педагогической деятельности;

2) внедрение результатов  педагогических исследований в  практику;

3) научно – методическое  обеспечение управления образовательными  структурами.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:

1) изучение истории развития  педагогического знания и его  использования в обществе;

2) разработка методологии  и методики педагогического познания;

3) создание научной картины  педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности  ею граждан, и разоблачение  антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1

4) проведение широкомасштабных  и непрерывных исследований по  актуальным педагогическим проблемам  и видам целенаправленной педагогической  активности групповых и индивидуальных  субъектов ее, разработка адекватных  педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;

5) развитие педагогического  движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;

6) теоретическая и прикладная  разработка развернутой многоступенчатой  системы педагогической работы  в обществе и ее структурах  для успешной передачи опыта  старших поколений молодому и  младшим, для подготовки последних  к его приумножению, отвечающему  современным условиям и потребностям;

7) педагогическое способствование  становлению и совершенствованию  личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности  деятельности педагогических учреждений  и социально-педагогических влияний  субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;

8) разработка систем функционирования  педагогических учреждений и  повышение их эффективности в  соответствии с требованиями  времени;

Информация о работе Педагогика как наука и её связь с другими науками о человеке