Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:17, реферат
Целью данной работы является – изучение научных материалов о педагогике, как о самостоятельной науке, определение её целей, задач и функций, характеристика основных педагогических категорий. Так же рассматривается связь педагогики с другими науками о человеке.
В настоящее время, наука педагогика актуальна, потому что она формирует человека, даёт нам знания о формах и методах воспитания, образования и обучения. Данная работа выполнена методом изучения материалов о педагогике.
Введение …………………………………………………………………
3
1.Педагогика и её предмет………………………………………………
4
1.1Образование……………………………………………………..
4
1.2Обучение…………………………………………………………
5
1.3Воспитание………………………………………………………
6
1.4Развитие………………………………………………………….
7
2.Цель, задачи и функции педагогики…………………………………
8
3.Связь педагогики с другими науками о человеке…………………..
12
Заключение …………………………………………………………….
14
Список литературы ……………………………………………………..
15
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему «Педагогика как наука и её связь с другими науками о человеке»
Москва, 2012 г.
ПЛАН
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1.Педагогика и её предмет…………… |
4 |
1.1Образование………………………………………… |
4 |
1.2Обучение………………………………………………… |
5 |
1.3Воспитание…………………………………………… |
6 |
1.4Развитие………………………………………………… |
7 |
2.Цель, задачи и функции педагогики………………………………… |
8 |
3.Связь педагогики с другими науками о человеке………………….. |
12 |
Заключение ……………………………………………………………. |
14 |
Список литературы …………………………………………………….. |
15 |
Введение
В настоящее время педагогика является одной из важнейших составляющих нашей действительности. Изучение и пополнение базы знаний в данной области необходимо в не меньшей степени, чем в отношении какой-либо другой науки. Педагогика проникает во все сферы деятельности человека, играя ключевую роль при становлении личности и сопровождая его в течение всей жизни.
Объектом реферата является педагогика, которая выступает через явления действительности, обуславливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования, воспитания, обучения и развития.
Целью данной работы является – изучение научных материалов о педагогике, как о самостоятельной науке, определение её целей, задач и функций, характеристика основных педагогических категорий. Так же рассматривается связь педагогики с другими науками о человеке.
В настоящее время, наука педагогика актуальна, потому что она формирует человека, даёт нам знания о формах и методах воспитания, образования и обучения. Данная работа выполнена методом изучения материалов о педагогике.
1.Педагогика и её предмет
Термин «педагогика» ведёт своё происхождение из Древней Греции. Педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Каждое поколение людей
решает три важнейшие задачи. Во-первых,
освоить опыт предыдущих поколений,
во-вторых, обогатить и приумножить
этот опыт, и, в-третьих, - передать его
следующему поколению. Наука, изучающая
закономерности передачи старшим поколением
и активного усвоения младшими поколениями
социального опыта, необходимого для жизни
и труда, называется педагогикой. Предмет педагогики — целостный
педагогический процесс направленного
развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образов
1.1Образование
Образование является одним
из самых древних системных видов
и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным
потому, что каждое новое поколение
людей овладевало производственным,
социальным и духовным опытом предков,
развивало и предавало
Образование – это формирование определенного образа человека, его личности. Образование применительно к каждому отдельному человеку, это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке. Итогом образования является образованность или понимание человеком окружающего мира и самого себя.
1.2Обучение
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение - это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение:
Преподавание |
Учение |
Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.
Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик". Результат обучения – это обученность или овладение основными компетенциями (умение применения знаний на практике). В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1.3Воспитание
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более определяемого термина:
Итог воспитания – это
воспитанность или
1.4Развитие
Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Результат развития – это развитость или степень реализации возможностей.
2.Цели и задачи педагогики
Педагогическая
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:
• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
•разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований в практику преподавания;
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях. Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.
Функции педагогики:
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:
1) теоретическое изучение,
описание и объяснение
2) анализ, обобщение, интерпретация
и оценка педагогического
Прогностическая функция:
1) обеспечение научно –
обоснованного целеполагания,
2) обеспечение эффективного
управления образовательной
Проективно – конструктивная функция:
1) разработка новых
2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
3) научно – методическое
обеспечение управления
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:
1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
2) разработка методологии
и методики педагогического
3) создание научной картины
педагогической
4) проведение широкомасштабных
и непрерывных исследований по
актуальным педагогическим
5) развитие педагогического движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;
6) теоретическая и прикладная
разработка развернутой
7) педагогическое
8) разработка систем
Информация о работе Педагогика как наука и её связь с другими науками о человеке