Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:38, лекция
Педагогика слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как деторождение, детовождение или искусство воспитания. В Древней Греции педагогос называли раба, который занимался обучением и воспитанием. В древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое самосознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению.
Педагогика слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как деторождение, детовождение или искусство воспитания. В Древней Греции педагогос называли раба, который занимался обучением и воспитанием
В древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое самосознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к младшему с целью подготовки к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая другая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и, вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.ребенка своего хозяина. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только позже с появлением письменности они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
«кормильство» – своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич предавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками.
Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.
Позже появился институт «мастеров грамоты» – одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. История развития русского педагогического самосознания по П.Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца ХIХ и начала ХХ века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV– ХVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561–1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.
Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.
Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469–1536) в Голландии, Дж. Локка (1632–1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712–1778), К.А. Гельвеция (1715–1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746–1827) – в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776–1841) и А. Дистервега (1790–1866) – в Германии, Я. Корчака (1878–1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859–1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины.
Заметной вехой в
развитии отечественной педагогики
стала теоретическая и
Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711–1765), Н.И. Новикова (1744–1818), Н.И. Пирогова (1810–1881), К.Д. Ушинского (1824–1870), Л.Н. Толстого (1828–1910), П.Ф. Каптерева (1849–1922) и др.
В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национальности и социального положения детей), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование. Система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К.Крупской (1869–1939), С.Т.Шацкого (1878–1934), П.П.Блонского (1884–1941), А.С.Макаренко (1888–1939), В.А. Сухомлинского (1918–1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К.Бабанским, В.В.Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А.Даниловым, Н.К.Гончаровым, Б.Т.Лихачевым, П.И.Пидкасистым, И.П.Подласым, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным, И.Ф.Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталовым, Е.Н.Ильиным и др.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
- она реализуется на разных ступенях образования человека: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломное образование).
Спектр ответвлений педагогики расширился к концу ХIХ и представляет большую систему педагогических знаний. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки – педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.
Объект и предмет педагогики
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание
превратились в объективную потребность
общества и стали важнейшей предпосылкой
его развития. На определенной ступени
становления человеческого
Таким образом, процесс
передачи культурно-исторического
опыта стал необходимым и
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи – получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. Понимание и осмысление объективного существования реальной педагогической действительности – важный эвристический шаг на пути ее познания; признания ее влияний и воздействий на социум, а также необходимости их учета в жизни и деятельности человека и общества в целом. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.
Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечивается их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которое (образование), в свою очередь, выступает механизмом развития общества.
Таким образом, предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
Основные категории педагогики
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Основными категориями педагогики выступают:
воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие –
это объективный процесс
Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.
Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.
При этом воспитатель:
Информация о работе Педагогика как наука о воспитании и развитии личности