Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Цель реферата - анализ педагогики как науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу по теме;
• Рассмотреть историю педагогики;
• Раскрыть основные понятия;
• Определить структуру педагогики;
• Изучить связь педагогики с другими науками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение педагогики как науки………………………………………...4
2. Структура педагогических наук……………………………………………...10
3. Связь с другими науками……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Алтайский  государственный технический университет

им. И.И.Ползунова» (АлтГТУ)

 

 

 

 

 

 

Реферат

дисциплина: «Педагогика»

 

тема: «Педагогика как наука»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Алейск 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Возникновение педагогики как  науки………………………………………...4

2. Структура педагогических наук……………………………………………...10

3. Связь с другими науками……………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая наука в одном и  том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или  иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как  сложное, объективно существующее явление  изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история - как частный момент истории классовой  борьбы и классовой политики; психология - в связи с изучением становления  личности развивающегося человека. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Цель реферата - анализ педагогики как науки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Изучить литературу по теме;

· Рассмотреть историю педагогики;

· Раскрыть основные понятия;

· Определить структуру педагогики;

· Изучить связь педагогики с  другими науками.

  
1.Возникновение педагогики как науки

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как  возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет  свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она  занимается, и знание которых имеет  большое значение для осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни  растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени  развития человеческого общества и, в частности, в более поздний  период рабовладельческого строя, когда  производство и наука достигли значительного  развития, воспитание выделятся в  особую общественную функцию, т.е. возникают  специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых  стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних  странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков  дошли до нас из Египта, стран  Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем  мире многие общественные деятели и  мыслители хорошо сознавали и  указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. - содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести  учебные принадлежности, а также  совершать с ними прогулки. Греческое  слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой.

Надо сказать, что из Древней  Греции ведут своё происхождение  и многие другие педагогические понятия  и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа  физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы  воспитания также в трудах древнеримских  философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали  Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны  церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели этой эпохи - итальянский  гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали  за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления  научной педагогики имели труды  таких виднейших деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических  взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной  научной педагогики большое влияние  оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное  раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое  большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его  интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения  грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные  учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться  педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и  сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что  она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования  и обучения личности.

Развитие человека - это процесс  становления его личности под  влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых социальных и  природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно  происходящих в анатомо-физиологическом  строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает  влияния наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно  влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и  общее развитие личности. Под психическим  развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека - результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или  менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая  природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ  жизни, географическая среда, условия  микросреды. Другие в большей или  меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это - идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти  факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека - это процесс её становления под  влиянием многочисленных факторов, природных  и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением  определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели - развивать  и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие  воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит  в том, что воспитатель сознательно  ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким  образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются  движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные  и ослабляются отрицательные  влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается  способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и  глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем  богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся  также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую  сторону воспитания, которая состоит  в овладении системой научных  и культурных ценностей, накопленных  человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к  труду. В содержание образования  включаются все элементы социального  опыта.

Информация о работе Педагогика как наука