Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Цель реферата - анализ педагогики как науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу по теме;
• Рассмотреть историю педагогики;
• Раскрыть основные понятия;
• Определить структуру педагогики;
• Изучить связь педагогики с другими науками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение педагогики как науки………………………………………...4
2. Структура педагогических наук……………………………………………...10
3. Связь с другими науками……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

В зависимости от целей, характера  и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому  человеку, даёт общеобразовательная  школа. Знания, умения и навыки, необходимые  работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных  учебных заведениях. Содержание и  методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых  для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой  политехнического и профессионального  образования и осуществляются с  ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио - и  телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное  образование. Содержание образования  определяется государственными учебными планами, учебными программами и  учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования  играет систематическое обучение, которое  осуществляется в определённой организации  под руководством специально подготовленного  лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой  целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает  обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит  этим процессом, а с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает  характер учения, овладения изучаемым  материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное  усвоение научных знаний, вырабатывание  умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического  мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным  данному классу, возрасту, уровню развития. А доступным является всё то, что  основано на имеющихся в сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного  отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и  сверстниками, в чтении, телевизионных  передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как  и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно  связаны в едином и целостном  педагогическом процессе. Поэтому при  их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого  понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает  свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая  система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные  закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи  и закономерности воспитания, его  роль в жизни общества.

2. возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на различных этапах возрастного  развития;

3. специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных  детей. Которая в свою очередь  распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе - логопедия;

4.частная методика, исследующая  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. история педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и практики воспитания в различные  исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

 

 

 

 

3. Связь с другими  науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения  наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи  с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и  педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики  под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита  связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о  природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и  возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и  воспитания. Изучение условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные  основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних  воздействий и связаны с формированием  умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности  для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой  открывает быстро развивающаяся  область знания, которая получила название теории управления. Возникнув  в системе общественных наук, она  использует достижения кибернетики, которая  раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими  системами. При этом, однако, надо иметь  в виду, что кибернетика изучает  процессы управления безотносительно  к качественной природе самоуправляемых  систем; воспитание же представляет собой  систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки  состоит не в том, пользуется она  или не пользуется данными других наук. Отечественная педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

 

 

Заключение

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что педагогическая наука - это сгусток многовекового  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это  результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое  педагогика - наука или искусство, разбивается о практику. Испытание  практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и  воспитания, овладение методами педагогического  процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить  как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство  как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может  быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это  его путь - путь поиска, постоянного  беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Ковалев Н.Е. и др. Введение  в педагогику. - М.: Просвещение, 1995.

3. Педагогика. / Под ред. С.П. Баранова  и др. - М.: Просвещение, 1976. - 352 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с

5. Хрестоматия по педагогике. / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.

 


Информация о работе Педагогика как наука