Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:00, реферат
Цель реферата - анализ педагогики как науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу по теме;
• Рассмотреть историю педагогики;
• Раскрыть основные понятия;
• Определить структуру педагогики;
• Изучить связь педагогики с другими науками.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение педагогики как науки………………………………………...4
2. Структура педагогических наук……………………………………………...10
3. Связь с другими науками……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний.
С одной стороны, в нём выступает
обучающий (педагог), который излагает
программный материал и руководит
этим процессом, а с другой - обучающиеся,
для которых данный процесс принимает
характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность
направлена на глубокое и прочное
усвоение научных знаний, вырабатывание
умений и навыков, применение их на
практике, развитие творческих способностей,
формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-
Обучение должно быть доступным
данному классу, возрасту, уровню развития.
А доступным является всё то, что
основано на имеющихся в сознании
ребёнка знаниях, полученных в процессе
обучения, семейного воспитания, непосредственного
отражения природных и
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.
2. Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука
1. общая педагогика, исследует основные
закономерности воспитания
2. возрастная педагогика, изучающая
особенности воспитания людей
на различных этапах
3. специальная педагогика - дефектология,
изучающая особенности
4.частная методика, исследующая
специфику применения общих
5. история педагогики, изучающая
развитие педагогических идей
и практики воспитания в
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
3. Связь с другими науками
Процесс разностороннего
В тесных взаимоотношениях педагогика
находится с общей, возрастной и
педагогической психологией. Психология
вскрывает закономерности психического
развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики
под влиянием обучения и воспитания.
Идеи её широко используются при разработке
организации познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения. Развита
связь педагогики с социальной психологией,
которая изучает
Исключительно ценными знаниями о
природе физического развития человека,
педагогику вооружает общая и
возрастная физиология, составляющая
естественнонаучную основу обучения и
воспитания. Изучение условно-рефлекторной
деятельности помогают раскрывать научные
основы тех изменений, которые происходят
в человеке под влиянием внешних
воздействий и связаны с
Новые, дополнительные возможности
для исследования процессов обучения
и воспитания перед педагогикой
открывает быстро развивающаяся
область знания, которая получила
название теории управления. Возникнув
в системе общественных наук, она
использует достижения кибернетики, которая
раскрыла наиболее общие закономерности
управления сложными динамическими
системами. При этом, однако, надо иметь
в виду, что кибернетика изучает
процессы управления безотносительно
к качественной природе самоуправляемых
систем; воспитание же представляет собой
систему, обладающую глубокой качественной
спецификой, своими специфическими закономерностями,
которые кибернетике
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Отечественная педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Заключение
Завершая работу над рефератом,
можно прийти к выводу, что педагогическая
наука - это сгусток многовекового
опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений. Педагогическая наука - это
результат многолетних
Давний спор о том, что такое
педагогика - наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание
практикой подтверждает многократно:
без глубокого знания науки воспитания
не развивается искусство
Список использованной литерату
1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
2. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1995.
3. Педагогика. / Под ред. С.П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. - 352 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с
5. Хрестоматия по педагогике. / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.