Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:53, реферат
Основные тезисы творческих идей Макаренко и его становление как педагога.
«У человека должна быть
единственная специальность -
он должен быть большим человеком, настоящим человеком»
А. Макаренко
1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии в семье
старшего маляра железнодорожных мастерских Смена Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители. Семье
Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.
Отец трудился в мастерских с зари до самого вечера, но заработки были
скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек дол-
жен трудиться.
Отец
всегда был примером для сына.
Спустя много лет, когда
Григорьевича уже не будет в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из героев повести « Честь » : та же честность, та же прямолинейность, та же принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему классу.
А мать, Татьяна Михайловна! Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить
друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.
Антон рос
живым, любознательным
Как ответить
на все «почему? » сына, если
Семен Григорьевич не получил
никакого образования: рано
А вот
сыну Семена Григорьевич и
Татьяна Михайловна твердо
Вспоминая об ученических годах, Антон Семенович Макаренко с большой теплотой говорил о таких учителях, как Константин Максимович Сальник и Григорий Петрович Каминский. Это они помогли Антону понять и осмыслить то, что уже было заложено в его душе отцом: настоящий человек достоин уважения и надо стремиться стать настоящим человеком. Это они помогли ему разобраться в том, что такое подлинно хорошая книга. Это от учителя словесности Каминского услышал Антон Макаренко о таких людях, как Чернышевский, Добролюбов, Некрасов… На его уроках впервые познал он прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полку Игореве». На его уроках слово «учитель» приобрело для юноши особый смысл. Может быть, поэтому, когда родители решили, что после окончания училища сын будет учиться дальше, чтобы впоследствии стать учителем, тот с радостью согласился.
В документе об
окончание училища у Антона
стояли только пятерки.
Это было в 1905 году.
B сентябре 1905 года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель – Антон Семенович Макаренко.
Молодой учитель не
оставался в стороне от
В 1905 году Антон
Семенович Макаренко принимает
активное участие в
Ученики Макаренко-
дети железнодорожников,
Казалось, он всюду поспевает,
этот неугомонный, веселый
И уроки у
него были не такие, как
у других учителей ( преподавал
Антон Семенович русский язык,
черчение и рисование). Антон Семенович
в классе был всегда весел,
бодр. Сразу умел он увлечь
учеников рассказом, а
Антон Семенович искренне,
по- настоящему любил детей. Его
живо интересовали ребячьи
Антон Семенович много
времени уделял и родителям
своих учеников. Он приходил к
ним , интересовался их делами,
их взглядами на воспитание
детей, давал практические
Так Макаренко в
пору работы в Долинской школе
во многом определил для себя
те педагогические принципы, которым
следовал в практике
В 1914 году в
Полтаве открылся учительский
институт. К этому времени Антон
Семенович был уже учителем, имевшим
стаж педагогической работы. Однако
Макаренко, человек
Блестяще сдав
вступительные экзамены, Антон Семенович
Макаренко был зачислен
Никто из студентов
не знал столько, сколько знал
Макаренко. Даты , факты – все
это было ему хорошо известно,
все вспоминалось к месту,
Читал Антон Семенович
с поразительной быстротой. Но
не проглядывал книги, а
В 1916 году Антона
Семеновича призвали в царскую
Антон Семенович
вернулся в Полтавский
После окончания
Полтавского учительского
“Я ощущаю в своих руках
многие начала путей”
Разумно и точно провести ребенка
по богатым дорогам жизни, среди её
цветов и сквозь вихри её бурь, может
каждый человек, если он действительно
захочет это сделать.
А. Макаренко.
Октябрьскую революцию Антон Семенович Макаренко принял восторженно. По его признанию, она открыла перед ним невиданные перспективы.
Макаренко
прекрасно понимал, что значит
труд для формирования
Жизнь в училище била ключом. Необычайно интересно проходили спектакли, диспуты, экскурсии. Слаженно пел хор, дружно играли оркестранты. Артистами и зрителями были ученики, их родители, учителя и рабочие, которые часто бывали в школе. Для рабочих Макаренко организовал и вечерние курсы, на которых преподавал он сам и другие учителя школы. Все, знавшие Антона Семеновича, только удивлялись: как только у него на всё хватает времени? Где берёт он запасы энергии? Но, очевидно, такова была его натура. Иначе жить он не умел!
Вскоре Макаренко получает новое назначение: он становится директором 10-й полтавской трудовой школы. Но самое интересное и сложное, что стало дело всей его жизни, было ещё впереди.
А началось всё с того, что в сентябре 1920 года Антона Семеновича Макаренко вызвали в губернский отдел народного образования.
И Макаренко, став
заведующим Полтавской
Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Им хотелось есть- и они добывали себе еду воровством. Они мёрзли и , чтобы затопить печь, разбирали забор или жгли мебель.
Макаренко понимал, что с каждым днем ему становится труднее подчинить своей воли разболтанную группу парней, именуемых в официальных бумагах «воспитанниками». На страницах «Педагогической поэмы » Антон Семенович рассказывал, как произошел этот процесс перевоспитания. Он был длительным и трудным. И первым толчком был случай, хорошо запомнившийся и Макаренко, и воспитанникам.
Антон Семенович, воспитателя, мог предъявлять воспитанникам свои требования. И эти требования выполнялись безоговорочно. В гневном возмущении своего воспитателя колонисты увидели «человеческий взрыв», глубокую обиду за общее дело колонии. В него поверили. Пусть еще немного ребят, но уже на них можно было опереться в своих дальнейших действиях.
Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей.
Работа Макаренко в
Долинской и Крюковской школах
убедила его в том, какое
огромное значение для
Антон Семенович
Макаренко направляет внимание
своих воспитанников на такие
дела, которые соединили бы их
энергию с общей трудовой
Жилось колонии в ту пору трудно.
Антон Семенович Макаренко много думал над тем, как организовать коллектив воспитанников. Четко определил для себя Макаренко и что такое коллектив: «…коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище » .Многое изменилось в жизни колонистов. Теперь они сознательно стремились к тому, что прежде казалось им лишь требованием дисциплины.