Педагогика Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Основные тезисы творческих идей Макаренко и его становление как педагога.

Файлы: 1 файл

Педагогика Макаренко.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

    Антон Семенович Макаренко  очень четко сформулировал тот  принцип, которым руководствовался  он в отношениях со своими  воспитанниками: «Как можно больше  уважения к человеку, как можно  больше требовательности к нему  ». 

      Макаренко был бесконечно талантлив как педагог и щедр как человек .

     И «Педагогическая  поэма », и статьи по вопросам  педагогики, и письма друзьям  раскрывают его педагогические  «тайны». И одна из них –  в настоящей, по – своему  суровой и в то же время  беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца.    

      Сила  любви Макаренко к детям была  такова, что колонисты, даже самые  равнодушные, не могли чувствовать  её на себе, не могли не отзываться  на неё. 

    Практика убеждала  Макаренко в правоте своих  позиций. Работы В. И. Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

     Антон Семёнович  Макаренко работал «Педагогической  поэмой» 10 лет – с 1925 по 1935 год. Он писал об этом времени, что это было время настоящего счастья: «Как ни трудно было мне, моя жизнь в это время была счастливой жизнью».

А в это время на другом конце  Харькова по инициативе чекистов строилась  великолепное здание для новой детской коммуны. Большой, вместительный дом, светлые комнаты, паркетные полы, высокие потолки, нарядные залы, широкие лестницы, несколько помещений для мастерских. Коммуна по замыслу чекистов должна была стать своеобразным памятником Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому.

Организаторы строительства обратились к Антону Семёновичу Макаренко с  просьбой всё «посмотреть с педагогической точки зрения». Макаренко выполнил просьбу чекистов. Вскоре чекисты  обратились к Антону Семёновичу с  новой просьбой – подготовить  открытие коммуны, а также выделить из коллектива горьковцев человек 50 колонистов, которые бы составили ядро коммуны, перенесли бы на новую почву свои традиции и навыки.

Однако при всех трудностях, с  которыми сталкивался Макаренко  в работе, были для него и новые радости и открытия.

Между тем противники педагогической системы Макаренко  продолжали свои нападки. В конце  концов договорились они до того, что  признали всю предложенную им систему  воспитания «несоветской». А в это  время чекисты открывали перед  Антоном Семёновичем огромные перспективы, необычайные просторы для его педагогических исканий. И Макаренко решился…

3-е сентября 1928 года Антон Семёнович  Макаренко ушёл с поста заведующего  колонией им. М. Горького, где проработал  ровно 8 лет, с 3-его сентября 1920 года, и возглавил трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского.

Возглавив коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, Макаренко продолжал  работать так же напряженно, как  и прежде, использую опыт, полученный им в период работы в колонии. Только теперь у него было гораздо больше друзей, потому что никакие злобные статьи и выступления не могли скрыть настоящих успехов. Друзьями Макаренко, друзьями коммуны называли себя в это время и рабочие Харьковского паровозостроительного завода, и рабочие тракторного завода, и шахтёры Донбасса, и моряки крейсера «Червона Украiна», и колхозники окружающих сёл, и лётчики, и артисты Харьковского государственного театра русской драмы.

Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского с самого начала своего существования  получила название трудовой коммуны.

Коммуна начала своё существование  на средства, которые добровольно  отчисляли из своей зарплаты чекисты.

Антон Семёнович всеми  силами стремился к тому, чтобы  коммунары не оставались холодными, бесстрастными зрителями. Поэтому  часто в коммуне проводились диспуты, обсуждения спектаклей и пьес. Актёры Харьковского театра русской драмы, взявшие шефство над коммуной, были здесь частыми гостями.

Макаренко, горячо любивший искусство, стремился к тому, чтобы  его воспитанники любили и ценили его, внимательно следили за событиями культурной жизни.

Очень хотелось Антону Семёновичу, чтобы, познавая прекрасное в искусстве  коммунары умели видеть это прекрасное в жизни.

«Нашей воспитанности  должен завидовать весь мир, - любил  повторять он. И добавлял: - Вы не джентльмены, а хвастунишки. Когда уступаете место в трамвае – не оглядывайтесь».

В большом и малом  требовал Макаренко от своих воспитанников  уважения к человеку, к товарищу. Строго соблюдать регламент во время  докладов и выступлений на собрании – уважать сидящих в зале, не затруднять их внимание перечислением пустых мелочей.

Уважение к личности каждого коммунара чувствовалось  и в том, что в коммуне не было замков, запоров, ключей.

Антон Семёнович очень  хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Никогда не обнимал и не целовал Антон Семёнович своих воспитанников – разве только в каких-то особых случаях. Он был с ними постоянно требовательным, даже подчас суров. Но каждый из них ощущал необыкновенную силу, настоящей дружбы и подлинного тепла.

С детства полюбив  природу, полюбив дальние походы,  ночевки у костра, Антон Семёнович  хотел, чтобы радости походной жизни  не прошли мимо его ребят. Он знал, как  крепнет дружба в этих походах, как расширяется кругозор, определяются интересы.

В день пятилетия коммуны, 29-го декабря 1932 года, Макаренко был  торжественно премирован коллегией  Государственного политического управления УССР грамотой и именными золотыми часами. Правление трудкоммуны премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а Народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.

Макаренко задумал написать несколько работ, в которых хотел  обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930-года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива дзержинцев в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».

В начале Антон Семёнович задумал  «ФД-1» как продолжение «Педагогической  поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть  «Педагогической поэмы». Но совету А. М. Горького отказался от этого  замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

В это же время Макаренко  пишет ряд педагогических статей и пьесу «Мажор», подписанную  псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о дзержинцах, об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.

4-го июня 1934 года Антон  Семёнович Макаренко был принят  в члены Союза советских писателей  СССР.

В июле 1935-го года Макаренко  был назначен на должность помощника  Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.

“Мы научились быть счастливыми”

 

В жизни Макаренко особую роль сыграл Горький. Он был его советчиком, его  руководителем, его большим другом. Горький был для Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его в трудную минуту.

«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и  педагог обязан это делать, - писал  Макаренко. – Он обязан подходить  к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением.

Такое отношение к  человеку – есть отношение марксистское».

Вначале 1937-го года Макаренко  переезжает в Москву. В это время  он много пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения. Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской организации, членом которой он теперь являлся.

В 1937 году Макаренко пишет  повесть «Честь» и «Книгу для  родителей». Повесть «Честь» некоторые  критики рассматривали как своего рода повествование о детстве  и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым. Но на этом, да ещё на некоторых частных деталях автобиографичность  повести кончается. Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной категории различные классы.

Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над  «Книгой для родителей». Писал  он её в соавторстве со своей женой  Галиной Стахиевной Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точный адресат – для родителей.

Тему своей новой  повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя тема образцовая воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно на основе больших концентрированных коллективных сил, обладающей традицией и совершенной формой; вооружённой тончайшей педагогической техникой – социалистический детский коллектив… счастливый детский коллектив, свободный от антагонизмов и настолько могучий, что любой ребёнок в том числе и правонарушитель, легко и быстро занимает правильную позицию в коллективе».

Коллектив, описанный  Макаренко в повести «Флаги на башнях», очень многим напоминает тот коллектив ребят, с которым расстался учитель в «Педагогической поэме».

Воля члена коллектива – одна из важных проблем повести. Именно воля рождает дисциплину, а  дисциплина – это очень хорошо, это приятная вещь. Но так только до тех пор, пока всё приятно и благополучно. Чушь! Не бывает такой дисциплины. Приятное дело может делать всякий болван. Надо уметь делать неприятные вещи, тяжёлые, трудные… Дисциплина нужна нашей стране потому, что у нас мировая героическая работа…»

В каждой повести Макаренко есть герои, которые особенно полюбились читателю. В «Педагогической поэме» - это Карабанов, Задоров, Лапоть, в «Книге для родителей» - Ваня Веткин и его братья. В повести «Флаги на башнях» нельзя не запомнить и не полюбить Ваню Гальченко, Игоря Чернявина, Володю Бегунка, Воленко, Алёшу Зырянского, Оксану, Ванду, очень разных и в то же время очень похожих друг на друга ребят. Они уходят со страниц повести в настоящую большую жизнь. Живут в ней, строят её, защищают её.

Как и в «Педагогической  поэме», Макаренко разрабатывает в повести «Флаги на башнях» серьёзные педагогические и этические проблемы. Но, как и «Педагогическая поэма», эта книга не превращается в научно-педагогическую статью или исследование. Это художественное произведение. И произведение глубокое, яркое, интересное.

Повесть была опубликована в 1938-ом году в 6, 7 и 8-ом номерах журнала  «Красная новь». Читатели хорошо встретили  новое произведение Макаренко.

В споре с Левиным, в который вступил Макаренко, разрешались проблемы большие, нежели это могло показаться на первый взгляд. Речь по сути дела шла не о «Флагах на башнях», а о принципах подхода к изображаемому. Макаренко шёл в своей повести по пути воспроизведения правды жизни. Левин не поверил этой правде.

Статья Левина вызвала  негодующие отклики со стороны читателей. И самым негодующим  среди них было письмо группы бывших воспитанников Макаренко.

Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был  награждён Трудового Красного Знамени  «За выдающиеся заслуги в области  литературы». Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.

“Удивительный человечище”

 

Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович  Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько мгновений Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.

В руках у Макаренко была рукопись – киносценарий. Последние слова, которые он произнёс, были: «Я писатель Макаренко».

Антон Семёнович давно уже был  болен, ему был необходим покой и отдых. А он представлял себе счастье только в борьбе и действии, «спокойное счастье» ничегонеделания презрительно называя «свинячьим».

Он постоянно спешил, спешил работать, спешил побольше увидеть, прочитать, узнать, поделиться всем этим с друзьями. Он спешил, чтобы обогнать смерть, которая всё время напоминала ему о себе тревожными перебоями сердца. И друзья, знавшие близко этого человека, хорошо представляют, как шла эта постоянная борьба за лишний день настоящей жизни.

«Он не боялся смерти. Он смотрел на неё только как на помеху в работе и презирал её. В одном из писем этого периода он так и пишет: «Природа придумала смерть, но человек научился на смерть».

Он никогда и никому не навязывал  своей дружбы. Но если уже сходился с человеком, то становился ему другом искренним, настоящим, другом – навсегда.

Вот какой это был человек. «Удивительный  человечище», - так сказал о нём  Горький.

Информация о работе Педагогика Макаренко