Педагогика наука или искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и т.д.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Педагогика как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Педагогика как искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Различия и сходства педагогики как науки и искусства . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 32.77 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный  педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»

художественно-графический факультет кафедра дизайна и МПО

 

 

 

 

Педагогика: наука или  искусство?

Эссе

 

 

 

Выполнила Мардарьева К.В.

студентка 1 курса

ДПИ и дизайн, группы Д-4

Проверил Пайгусов А.И.

К.П.Н., доцент кафедры

педагогики и Яковлевововедения

 

 

Чебоксары 2012

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Педагогика как наука  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Педагогика как искусство  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Различия и сходства педагогики как науки и искусства  . . . . . . . . . . . . . 11

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Литература  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово "педагогика" имеет несколько  значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и т.д.

Вопрос о том, куда следует отнести  педагогику, к разряду наук или  к искусствам, время от времени  возобновляется. Очевидно, это вопрос чисто теоретический, вопрос классификации, но имеющий важность для педагога. Что же в самом деле за вещь педагогика и сам педагог есть ли в некотором роде художник или человек науки?

Обсуждением поставленного  вопроса занимался Ушинский в  предисловии к сочинению «Человек как предмет воспитания» и  решил, что педагогика есть искусство, а не наука. Он основывался в этом случае на том различии между наукой и искусством, которое сделал Д.С. Милль в своей «Логике».

Нет никакого сомнения, что  вопрос о том, считать ли педагогику наукой или искусством, разрешится вполне, если будет отчетливо выяснено и определено, что такое наука, что такое искусство и чем  занимается педагогика.

Цель данного эссе – описать педагогику как науку и искусство и проанализировать, чем же является педагогика.

 

Педагогика как  наука

Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных  сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого  искусства будет наука.

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.

Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.

Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика –  междисциплинарная область человеческого  знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как  самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения  педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые  возникают в сферах воспитания и  образования.

На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают  и воспитывают. Но в этом случае и  педагогика, и психология изучают  психическую реальность (психику  человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое  приложение».

И первая, и вторая концепции подхода  к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное  теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука  не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой  подход не может позволить разработать  основательный фундамент для  функционирования и преобразования педагогической практики.

Эффективной и продуктивной для  науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом  изучения.

Педагогика рассматривается  как наука потому, что имеет  свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий  о степени систематезированности  имеющейся информации; описание закономерностей, характеризирующих целостный педагогический процесс. Педагогика – это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика как  искусство

Что же такое искусство? Искусство  – это творческое отражение, воспроизведение  действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности.

Значит, говоря о педагогике как  области искусства, мы по всей вероятности  должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным  на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного  педагога, каждого конкретного педагогического  коллектива является искусством в той  мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально  отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе  ее не постигнешь. А искусство можно  перенять; миллионы людей воспитывают  своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство  растить детей у своих родителей  и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь  при этом строгой наукой.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно  уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и  многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства  воспитания.

Педагогическая наука не может  предусмотреть это бесконечное  множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает  практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства  то, что ему требуется: применительно  к особенностям каждого индивидуального  случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию  того, что педагогическое искусство есть не что иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной  позиции при выстраивании педагогического  процесса;

2. Профессиональные знания, дающие  ему глубину, основательность,  осмысленность действий;

3. Педагогические способности,  обеспечивающие скорость его  совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся  на знания и способности, позволяет  все средства увязать с целью,  сделать педагогическую деятельность  гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных  групп учителей и руководителей  школ определил группу умений, которые  характеризуют педагогическую деятельность как творческую [16, c.48]:

- умение правильно воспринимать  те процессы, которые происходят  в мире детей, каждого отдельного  ребенка в различных педагогических  ситуациях;

- умение анализировать соотношение «цель - средства - результат» применительно к выбору ситуации;

- умение организовывать жизнь  детей;

- умение требовать и доверять;

- умение быстро ориентироваться  и переключать внимание;

- умение играть с детьми;

- умение оценивать ситуацию  с различных сторон;

- умение из многообразия педагогических  фактов выделить существенное;

- умение в случайном факте  увидеть существенное;

- умение в одной и той же  ситуации пользоваться разнородными  приемами воздействия;

- умение точно передавать свои  настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

Педагогика - область культуры, интегрирующая  три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различия и  сходства педагогики как науки и  искусства

Искусство же в собственном  смысле слова имеет свою особую область  и от науки отделяется отчетливо: оно преследует прежде всего цели не знания, а эстетического наслаждения, красота - его существенный и наиболее характерный элемент. Впрочем, противопоставлять  науку и искусство нельзя: они  имеют и некоторые сходства между  собой, и некоторые различия. Сходства следующие: и наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. Отдельных явлений бесконечное множество, и изучить их научно или художественно изобразить невозможно. Изучая и изображая отдельное, и наука и искусство всегда стремятся отыскать в этом отдельном общее и ради этого общего и ценят отдельное. Привязанность к общему науки и искусства объясняется тем, что они основной своей задачей ставят объяснение явлений, подразумеваемых под известной формулой или продуктом художества, выяснение их смысла и значения. Что наука имеет своей существенной задачей объяснять явления - это понятно; но к тому же стремится и искусство. Нельзя смотреть на произведения художника как на простой результат случайной игры его фантазии, которая направляется в такие стороны и избирает такие предметы, какие пришлось. Раскрыть смысл известной группы фактов, представить их объясняющую идею в наглядной форме - вот задача деятельности настоящего художника.

При сходствах между наукой и искусством есть и различия: искусство  на первом плане ставит эстетичность своих продуктов, гонится за красотой, чего наука не делает. Если эстетический элемент и входит иногда в произведение науки, то как добавочный, второстепенный, случайный, не связанный с самим существом научного дела; произведения искусства имеют внешнюю форму - индивидуальную и наглядную, науки же - общую и отвлеченную. Выяснять явления - существенная задача науки и искусства. Но это выяснение явлений наукой и искусством совершается неодинаково: наука, выясняя явления, приводит их к отвлеченным формулам и законам, в которых всякая отдельность и индивидуальность пропадают; искусство своим изображениям явлений, выясняющим эти последние, придает, напротив, индивидуальную форму, снабжает их как бы личными признаками; но это только одна форма, потому что в ней скрывается общее содержание; искусство по сравнению с наукой более материально и более нуждается в органах внешних чувств. Конечно, и наука часто обращается к материи и в изменениях материи выражает результаты своих исследований. Но объектами научного изучения бывают и не материальные явления, и результаты исследования часто выражаются в отвлеченных формулах, хотя и имеющих некоторую материальность (слово, письмо); искусство же преимущественно имеет дело с материей и продукты своего творчества выражает постоянно также в материи, хотя и с этой стороны искусства бывают очень различны: одни сравнительно духовны, какова поэзия, а другие очень материальны, какова архитектура.

Информация о работе Педагогика наука или искусство