Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого, образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Файлы: 1 файл

Педагогика нового времени и вклад Я.docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

·Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и др. дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.

·Основополагающий тезис  Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные.

·Ушинский охарактеризовал  особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества

·В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания - отказ от педагогики "страха", от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал  воспитывать школьника в атмосфере  здравомыслия и гуманности. Важным способом нравственного воздействия  Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.

43.Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория педагога

Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал  школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики.

Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

В этой школе занятия строились  в форме свободных бесед учителя  с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон  божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование  и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой  сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного  ежедневного посещения школы  от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие  бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Учащиеся делились на три  класса - младший, средний, старший; в  них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до б-7 часов  вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в  тесном общении с учителями, с  помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.

Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и  согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы  работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились  изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.

Сам Л.Н. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики  писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе.

Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и  поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.

Все описания школы современниками показывали, что Л.Н.Толстой как  организатор и учитель Яснополянской  школы действительно сумел создать  в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих  отношениях с учителями, могли развивать  свои познавательные интересы, усваивать  много знаний, самостоятельно мыслить  и работать.

44.Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого

Деятельность на ниве народного  просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних  десятилетия жизни.

·В течение 1859-1862 гг. Толстой  заботится об учрежденной им школе  для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного  образования, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет  педагогические исследования.

·На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для  начальной школы, участвует в  деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для  народной школы. В это время и  в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.

·Открывая в 1859 г. в Ясной  Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг -нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам:.

·Спустя два года педагогические взгляды Толстого резко изменились. После поездки за границу, размышлений  над педагогическим опытом Запада, Толстой обратился к руссоистским идеям "свободного воспитания". Он исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: " Прекрасная школа для степной русской деревни... будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время".

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил  в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Руссо  Толстой высказывал убеждение в  совершенстве детской природы, которой  воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

·С начала 1870-х гг. в  педагогических суждениях Толстого появился диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного  образования. Если ранее Толстой  полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует  не только учить, но и воспитывать. Он допускает исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о  роли религии в нравственном становлении  человека. Толстой признает религию  как "единственно законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях  Толстого выдвинут принцип учета  особенностей ребенка и его интересов.

·Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию - признание, что человек носит бога «в самом  себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение  к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение  воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и  нужно воспитывать (что он отрицал  в 60-х годах). В 1907-1908 годах он ведет  занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской  деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

Принципы  воспитания в системе А.С. Макаренко

Известный советский педагог и  писатель.

Принципы  воспитания по Макаренко.

·Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

·С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

·Макаренко требовал, чтобы  педагогическая теория строилась на обобщениипрактического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

·Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой

·Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы. Коллектив - это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

·Макаренко считал, что  воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение  он называл «принципом параллельного  действия». В этом принципе реализуется  требование коллектива - «все за одного, один за всех».

·Одним из важнейших законов  коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив  достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает  самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участ-ников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

·Особое внимание в своей  педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко  уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно  трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику.

·Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство  личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо  и необходимо. Всепрощение оказывает  разрушительное воздействие на межличностные  отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным  перед агрессивным поведением детей.

49.Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко

В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал  акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправления воспитанников как решающего  фактора воспитательного воздействия  на детей.

Много внимания А.С. Макаренко  уделял методике организации воспитательного  процесса. Разработанная и многократно  описанная им в своих трудах методика так называемого параллельного  действия, перспективных линий развития коллектива, «метод взрыва» оказали  большое влияние на практику работы советской школы.

Исходя из того что цели коллектива в широком его понимании  должны становиться целями отдельной  личности и реализовываться в  условиях разнообразной общественно  полезной деятельности, А.С. Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста».

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко  является труд. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Большого внимания заслуживают  указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Воспитание чувства  долга и чести, воспитание воли, характера  и дисциплины должно происходить  тоже в коллективе.

.Учение А.С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)

Вопрос о воспитании молодого поколения  в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом  Макаренко понимал не случайное  скопление людей, а объединение  их для достижения общих целей  в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и  ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных  своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества «через коллектив каждый его член входит в общество».

Информация о работе Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки