Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого, образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Файлы: 1 файл

Педагогика нового времени и вклад Я.docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную  личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов  коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески  ищет наиболее эффективные пути для  его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников  и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее  усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться  на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно  значимую, делать больше и лучше, чем  раньше. Искусство педагога заключается  в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко  отводил важную роль в жизни коллектива игре.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная  с первичного коллектива и кончая Родиной.

Дисциплина особенно развивается  и крепнет в организованном коллективе. Дисциплина - это лицо коллектива, его  голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму дисциплины.

51.Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко  являетсятруд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к руду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников  занимала большое место в руководимых  Макаренко учреждениях; она непрестанно  развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного  труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел  к организации производительного  труда воспитанников в кустарных  мастерских. Своей высшей формы эта  трудовая деятельность достигла в коммуне  имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в  средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать  их умение ориентироваться, планировать  работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к  материалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и  узкой специализации следует  переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность  получить среднее образование и  в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают  указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые  поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы  дети длительное время несли ответственность  за порученную им работу. Дети могут  поливать цветы в комнате или  во всей квартире, накрывать на стол перед обедом и т. д.

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

52.А.С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)

А.С. Макаренко внес много  нового, оригинального в освещение  проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских  педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного  воспитания Макаренко считал наличие  полной семьи, крепкого коллектива, где  отец и мать живут дружно между  собой и с детьми, где царствуют  любовь и взаимное уважение, где  имеет место четкий режим и  трудовая деятельность. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей  хозяйственной деятельности в более  широких масштабах. Именно здесь, в  условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил  Макаренко такие вопросы, как  значение сказки для детей раннего  возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и  т. п. Большое место в жизни  детей он отводил эстетическому  воспитанию.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское  лицо и поведение, требовал, чтобы  родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность  перед обществом за их воспитание.

Виды  ложного авторитета:

·Авторитет расстояния, родители убеждены, что нужно от детей находиться подальше, в таких семьях дети отданы на воспитание дедушкам и бабушкам или в круглосуточных дошкольных заведениях. Выходные родители тоже проводят без детей, а родительская ласка сводится к покупке новой игрушки или сладости.

·Авторитет педантизма- как отец сказал, так и должно быть.

·Авторитет резонерства - в таких семьях родители заедают детей бесконечными назиданиями и поучениями.

· Авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета, слова ласки и любви сыплются в большом количестве, и дети понимают что к любви можно подыгрываться.

·Авторитет дружбы - родители и дети неправильно понимают взаимоотношения, вместо мама и папа дети называют родителей Петя и Маша.

53.Вклад А.С. Макаренко в педагогическую практику

В педагогическую науку А.С. Макаренко пришел как блестящий  практик: в 1917-1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство  детской колонией под Полтавой (в  дальнейшем колония имени Горького); в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне  имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко  фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни  занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли  ставшие уже классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга  для родителей" и др.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.

Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идеявоспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской  педагогикой проблемы (воспитание в  коллективе, семейное воспитание и  др.). Макаренко был педагогом, успешно  применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы

В.А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических  идей А.С. Макаренко

В своих работах В.А. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы  учебно-воспитательной деятельности советской  школы. В.А. Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом социалистического гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливогоотношения воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В.А. Сухомлинский, следуя выдающимся советским педагогам Н.К. Крупской и А.С.Макаренко.

Любовь к детям требует  знания их психологии. Давая советы начинающим директорам школ, Сухомлинский в книге «Разговор с молодым  директором школы» писал: «Знать ребенка - это та самая главная точка, где  соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом».

Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому  воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами, направленной на решение этих важных задач («Рождение гражданина»). В  работах, посвященных методике воспитания, роли и деятельности коллектива, Сухомлинский осветил ряд острых современных  проблем на эту тему («Методика  воспитания коллектива»).

В советской педагогической. литературе немало монографий, посвященных опыту учебно-воспитательной деятельности передовых школ. Следуя этой традиции, Сухомлинский запечатлел в своей книге «Павлышская средняя школа» длительную деятельность школы в украинском селе Павлыш. Под руководством автора - директора школа добилась больших успехов в решении острых и сложных вопросов воспитания будущих сельских тружеников, успехов, прославивших эту школу и у нас.

55.Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания

Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда  школьников на основе опытнической, поисковой  деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над  собственно знаниями. Педагог понимал  сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению  профессией. В его теоретической  и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками  радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производственной деятельности.

В начале 1960-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Эта цель предусматривала отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания педагог утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к его совести, основой воспитания считающую проблему человечности. В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности, и др.

Важнейшим инструментом считал ощущение у учащегося успеха в  учении, переживание радости познания. Для развития у ребенка эмоциональной  восприимчивости большую роль он отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь  нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений  детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных  ценностей, а также умений и навыков  самостоятельного получения и использования  информации. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию  ими важнейших нравственных принципов. В педагогической системе Сухомлинского  важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования. Большую роль отводил он созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

В.А. Сухомлинский стремился  к созданию высоконравственного  школьного коллектива, в котором  согласованно действуют коллектив  педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает  вопроса о наказаниях, палитра  воспитательных воздействий определяется атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции. Педагог утверждал, что стимулирующий потенциал  коллектива обусловливается тем  положительным, что каждый ребенок  может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и  учащихся, основой которой было переживание  ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу  «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

Информация о работе Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки