Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:30, доклад
«Зарубежный» период в жизни и творчестве С. И. Гессена, занимающий почти три десятилетия вплоть до его смерти в 1950 году, - это время, когда к нему приходит мировая известность как к выдающемуся историку и теоретику педагогики. Философский и педагогический опыт ученого, накопленный в предыдущие десятилетия, оформляется в целостную систему педагогических взглядов, выраженных, прежде всего, в его фундаментальной работе «Основы педагогики» (1923). При этом созданная им образовательно-философская концепция продолжала развиваться и обогащаться на протяжении всей его творческой деятельности, что позволяет говорить об определенной эволюции его философско-педагогических воззрений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт
электроэнергетики и
Доклад по теме:
“ Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия»”
Студент: Бутурлин Н.
Группа: ЭП-101
Преподаватель: Горинский А.С.
РГППУ
2013г.
Развитие философско-
«Зарубежный» период в жизни и творчестве С. И. Гессена, занимающий почти три десятилетия вплоть до его смерти в 1950 году, - это время, когда к нему приходит мировая известность как к выдающемуся историку и теоретику педагогики. Философский и педагогический опыт ученого, накопленный в предыдущие десятилетия, оформляется в целостную систему педагогических взглядов, выраженных, прежде всего, в его фундаментальной работе «Основы педагогики» (1923). При этом созданная им образовательно-философская концепция продолжала развиваться и обогащаться на протяжении всей его творческой деятельности, что позволяет говорить об определенной эволюции его философско-педагогических воззрений.
Понятие «Русское Зарубежье», используемое в современной как научной, так и мемуарной литературе, представляется нам многоплановым и исторически сложным. Это не только политический, географический и этнический феномен ХХ века, хронологически представленный несколькими «волнами» российской эмиграции, но и, как считают исследователи, «уникальное культурно-образовательное пространство, составляющее часть российской культуры, науки, искусства, литературы, национальной жизни в целом».
Один из наиболее крупных
исследователей феномена Русского Зарубежья
профессор Колумбийского
В «первую волну» за рубежом оказываются 5 академиков, 140 профессоров российских университетов и институтов, более тысячи ученых разных профилей и специальностей [146, c. 42]. Уже будучи в изгнании, многие из них проявили интерес к вопросам школы, образования и педагогики. Среди них историки П. М. Бицилли, Н. А. Ганц, П. М. Мамоков, А. В. Ельчанинов, литературоведы А. Л. Бем, М. М. Гофман, филолог С. И. Карцевский, правовед А. В. Маклецов, социолог П. А. Сорокин, биолог М. М. Новиков, врач В. В. Руднев. Особняком стоит группа русских философов – С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский и др. В таком обилии выдающихся имен имя С. И. Гессена и его философско-педагогическая, общественная, журналистская деятельность занимают особое место.
В 1922 году в Берлин прибывает целая группа русских философов во главе с Н. А. Бердяевым, организовавшая в Берлине свободную Духовную и Философскую Академию. Приехавшие в Берлин В. Е. Сезерман и Ф. А. Степун привлекают С. И. Гессена к сотрудничеству в издававшемся в Париже журнале «Современные записки», в котором на протяжении последующего десятилетия будет опубликовано 15 статей С. И. Гессена.
С. И. Гессен продолжает свою философско-публицистическую деятельность, читая различные доклады (например, «Теория диалектики в применении к педагогике и праву», прочитанный в Философском обществе при Йенском университете, или публичный доклад об Октябрьской революции).
Однако основным творческим
достижением небольшого «берлинского»
периода в жизни ученого
С. И. Гессен создает цивилизационную
концепцию «диалога культур» как
методологию историко-
Учение о личности у
С. И. Гессена складывается из ряда положений,
главное среди которых – «
По мнению самого С. И. Гессена, задача философской педагогики выполнена в книге лишь наполовину, так как в ней изложена только прикладная этика и философия права, а также прикладная логика, «поскольку она представляет собой только первый том, который со временем должен быть дополнен изложением философских начал художественного, хозяйственного и религиозного образования».
Теория нравственного
и правового образования
Таким образом, С. И. Гессен соотносил образовательные слои со ступенями индивидуального развития личности. Вслед за И. Г. Песталоцци он различает три состояния человеческого бытия: естественное, социальное и нравственное, и определяет их как аномию (беззаконие), геретономию (чужезаконность) и автономию (самозаконность). Каждое из состояний, по мнению ученого, является господствующим в определенном возрасте как определенного индивида, так и для общества в целом.
Особое место в гессеновской концепции занимает теория научного образования. Не ставя целью ее полный и всестороний анализ, остановимся лишь на ее основополагающем понятии – методе.
Термин «научное образование» в трактовке С. И. Гессена означает тот вид образования, цель которого есть наука, или знание, а в более всеобъемлющей категории – Истина. С. И. Гессен противопоставляет его более ранней трактовке как «умственного», ибо справедливо отмечает, что в научном образовании речь будет идти о воспитании человека в целом. Не только его умственной способности, но и воли, фантазии, энтузиазма и даже определенных навыков тела.
Ведущим понятием в научном образовании становится научный метод. Формирование и значение его дано С. И. Гессеном через сравнительный анализ разнообразных современных теорий научного образования, среди которых выделяется два основных течения, резко противоположных друг другу и различающихся прежде всего по своим целям. Это антиномия формального и реального образования. Представленная схема наглядно представляет их основные противоречия:
Формальное образование |
Реальное образование | |
Цели и задачи |
Развитие способности |
Сообщение полезных сведений, обладая которыми человек сможет ориентироваться в жизни и быть полезным членом общества |
Преобладающие предметы преподавания |
Формальные науки: грамматика, математика, логика, древние языки и т. п. , то есть всякого рода теория, содержание которой дедуцируется из немногих аксиом |
Реальные предметы: естествознание, новые языки, прикладная математика, а также совокупные предметы («природоведение» = астрономия + физика + химия + ботаника + зоология), «родиноведение» = история + статистика + этнография + политическая экономия |
Задачи учителя и учебной книги |
Дисциплинировать мышление ученика, излагать принципы и исправлять ошибки. Учебник должен быть кратким конспектом правил мышления. Основа – задачник |
Сообщение сведений и наиболее удобопонятное изложение предмета. Учитель превосходит учебник только по степени наглядности, живости и интересности |
Контроль работы |
Письменные работы, решение задач, экстемпоралии |
Опрос и экзамены |
Недостатки |
Оторванность школы от жизни, наличие готовых схем, правил и приемов рассуждения, которые оказываются беспомощными, когда требуется находчивость и инициатива |
Сведения быстро забываются, устаревают. Они бесконечно разнообразны, поэтому не зная точно, как сложится жизнь ученика, совершенно немыслимо выделить именно то, что действительно пригодится в жизни. |
В этой педагогической антиномии С. И. Гессен видит отражение более глубокой философской антиномии гносеологии, т. е. теории знания, питающей собою борьбу дидактических воззрений. Это педагогическое отражение философского противоречия рационализма и эмпиризма.
Появление новых сведений, новых данных опыта может вести к смене научных систем, но путь к истине, заданный всякому научному построению, остается тождественным. По-гречески путь есть «метод», и именно метод есть «душа знания, его жизнь».
Приведенная ниже схема дает
наглядное представление о
Эмпиризм |
Рационализм |
Критицизм |
1.
Знание происходит из опыта, сл |
1. Знание происходит из |
1. Вопрос о происхождении знания не имеет ничего общего с вопросом о смысле и существе знания |
2. достоверность знания основана только на опыте.Следовательно |
2. достоверность его не может быть оправдана опытом |
2. Достоверность не может быть
оправдана опытом, а только априорными
началами, являющимися, однако, лишь
формами чувственного материала |
3. знание ограничено пределами опыта и |
3. Знание не ограничено |
3. знание ограничено пределами
опыта, который представляет |
4.
есть простая совокупность |
4. есть продукт анализа и дедукции из немногих априорных начал |
4. целостное и синтетическое |
5. назначение которой – быть полезным орудием жизни |
5. Назначение его – оправдать мир как законченное в себе, разумное и справедливое целое |
5. Назначение знания в нем самом |
6.
Задача обучения – |
6. Задача обучения – формальное развитие мышления |
6. Задача обучения – усвоение метода науки |
Так, в философско-педагогической
концепции С. И. Гессена рождается
новое направление –
Информация о работе Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия»