Педагогика сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:28, доклад

Описание работы

Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, но имеет нормативно-исполнительного инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педа

Содержание работы

Введение
1.Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
2.Концепция сотрудничества
3.Особенности содержания и методики
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

(4) Педагогика сотрудничества.docx

— 23.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

 

 

Доклад

на тему:

«Педагогика сотрудничества»

 

 

 

Выполнила: Макарова Ирина

 студентка 5 курса очно-заочного отделения

Специальности «Педагогика и психологи»

 

 

 

 

Самара 2013

 

 

                                                Содержание

Введение

1.Классификационные характеристики  технологии «Педагогика сотрудничества»

2.Концепция сотрудничества

3.Особенности содержания  и методики

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введение

 

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих  педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

 Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, но имеет нормативно-исполнительного инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающею» технологию, являющуюся  воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей  и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классификационные характеристики  технологии «Педагогика сотрудничества»

 

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору  развития: комплексная: био-, социои психогенная.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система  малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

 

Целевые ориентации

 Переход от педагогики  требований к педагогике отношений.  Гуманно-личностный подход к ребенку.  Единство обучения и воспитания.

 

 

                    2.Концепция сотрудничества

 

 В «Концепции среднего  образования Российской Федерации»  сотрудничество трактуется как  идея совместной развивающей  деятельности взрослых и детей,  скрепленной взаимопониманием, проникновением  в духовный мир друг друга,  совместным анализом хода и  результатов этой деятельности.

 Как система отношений  сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

 Поэтому два субъекта  одного процесса должны действовать  вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

 Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

 В рамках общешкольного  коллектива отношения сотрудничества  устанавливаются между учителями,  администрацией, ученическими и  учительскими организациями; принцип  сотрудничества распространяется  и на все виды отношений  учеников, учителей и руководителей  с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

3.Особенности содержания и методики

 

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

 Дидактический активизирующий  и развивающий комплекс.

 Концепция воспитания.

 Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход.

 Гуманно-личностный подход  ставит в центр школьной образовательной  системы развитие всей целостной  совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается  главным результатом школьного  образования, критерием качества  работы учителя, воспитателя,  руководителя, воспитательного учреждения  в целом. 

 Такой подход обращает  школу к личности ребенка, к  его внутреннему миру, где таятся  еще не развитые способности  и возможности, нравственные потенции  свободы и справедливости, добра  и счастья. Цель школы - разбудить,  вызвать к жизни эти внутренние  силы и возможности, использовать  их для более полного и свободного  развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

- новый взгляд на личность  как цель образования, личностную  направленность учебно-воспитательного  процесса;

- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

- отказ от прямого  принуждения как метода, не дающего  результатов в современных условиях;

- новую трактовку индивидуального  подхода; формирование положительной Я-концепции.

 

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

- личность проявляется,  выступает в раннем детстве,  ребенок в школе - пол ноценная человеческая личность;

- личность является субъектом,  а не объектом в педагогическом  процессе;

- личность - цель образовательной  системы, а не средство для  достижения каких-либо внешних  целей; 

- каждый ребенок обладает  способностями, многие дети талантливы;

- приоритетными качествами  личности являются высшие этические  ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность  и др.).

 

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

 Личностные отношения  являются важнейшим фактором, определяющим  результаты учебно-воспитательного  процесса.

Гуманное отношение к  детям включает:

- педагогическую любовь  к детям, заинтересованность в  их судьбе;

- оптимистическую веру  в ребенка; сотрудничество, мастерство  общения; 

- отсутствие прямого  принуждения; приоритет положительного  стимулирования;

- терпимость к детским  недостаткам.

Демократизация отношений  утверждает:

- уравнивание ученика  и учителя в правах;

- право ребенка на  свободный выбор; 

- право на ошибку; право  на собственную точку зрения;

-соблюдение Конвенции  о правах ребенка; 

 - стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без  принуждения.

 Основным содержанием  новых отношений является отмена  принуждения как негуманного  и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации  принципа, а в определении разумной  меры. Вообще воспитание невозможно  без принуждения: это есть усвоение  системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает  раба. Надо отойти от принуждения  до таких рамок, когда оно  не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения  характеризует:

- требовательность без  принуждения, основанная на доверии; 

- увлеченность, рожденная  интересным преподаванием; 

- замена принуждения  желанием, которое порождает успех;  ставка на самостоятельность  и самодеятельность детей;

- применение косвенных  требований через коллектив.

 

Новая трактовка  индивидуального подхода.

 Суть нового индивидуального  подхода в том, чтобы идти  в системе образования не от  учебного предмета к ребенку,  а от ребенка к учебному  предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  учить его с учетом потенциальных  возможностей, которые необходимо  развивать, совершенствовать, обогащать. 

 Новая трактовка индивидуального  подхода включает:

- отказ от ориентировки  на среднего ученика;

- поиск лучших качеств  личности;

- применение психолого-педагогической  диагностики личности (интересы, способности,  направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

- учет особенностей личности  в учебно-воспитательном процессе;

- прогнозирование развития  личности; конструирование индивидуальных  программ развития, его коррекция. 

 

Формирование  положительной Я-концепции личности.

 Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

 В школьные годы  Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

 Личностный подход  включает как одну из важнейших  задач формирование у ребенка  положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

- видеть в каждом ученике  уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);

- создавать личности  ситуацию успеха, одобрения, поддержки,  доброжелательности, чтобы школьная  жизнедеятельность, учеба приносили  ребенку радость; 

- «Учиться победно!»;  исключить прямое принуждение,  а также акценты на отставание  и другие недостатки ребенка; 

- понимать причины детского  незнания и неправильного поведения  и устранять их, не нанося ущерба  достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

- предоставлять возможности  и помогать детям реализовывать  себя в положительной деятельности  «В каждом ребенке - чудо;ожидай его!».

 

2.Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

 Дидактический активизирующий  и развивающий комплекс педагогики  сотрудничества открывает новые  принципиальные подходы и тенденции  в решении вопросов «чему»  и «как» учить сегодня детей: 

- содержание обучения  рассматривается как средство  развития личности, а не как  самодовлеющая цель школы; 

- обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

- идет объединение, интеграция  школьных дисциплин;

- вариативность и дифференциация  обучения;

- используется положительная  стимуляция ученья.

3.Концепция воспитания.

 Концептуальные положения  педагогики сотрудничества отражают  важнейшие тенденции, по которым  развивается воспитание в современной  школе: 

Информация о работе Педагогика сотрудничества