Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:28, доклад
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, но имеет нормативно-исполнительного инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педа
Введение
1.Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
2.Концепция сотрудничества
3.Особенности содержания и методики
Заключение
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
Доклад
на тему:
«Педагогика сотрудничества»
Выполнила: Макарова Ирина
студентка 5 курса очно-заочного отделения
Специальности «Педагогика и психологи»
Самара 2013
Введение
1.Классификационные
2.Концепция сотрудничества
3.Особенности содержания и методики
Заключение
Список литературы.
Педагогика сотрудничества
является одной из наиболее всеобъемлющих
педагогических обобщений 80-х годов,
вызвавших к жизни
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, но имеет нормативно-исполнительного инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающею» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
1.Классификационные
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации
Переход от педагогики
требований к педагогике
2.Концепция сотрудничества
В «Концепции среднего
образования Российской
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта
одного процесса должны
Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного
коллектива отношения
3.Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Концепция воспитания.
Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход.
Гуманно-личностный подход
ставит в центр школьной
Такой подход обращает
школу к личности ребенка, к
его внутреннему миру, где таятся
еще не развитые способности
и возможности, нравственные
Гуманно-личностный подход
к ребенку в учебно-
- новый взгляд на личность
как цель образования,
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого
принуждения как метода, не дающего
результатов в современных
- новую трактовку
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - пол ноценная человеческая личность;
- личность является субъектом,
а не объектом в
- личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает
способностями, многие дети
- приоритетными качествами
личности являются высшие
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Личностные отношения
являются важнейшим фактором, определяющим
результаты учебно-
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого
принуждения; приоритет
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- уравнивание ученика и учителя в правах;
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку; право на собственную точку зрения;
-соблюдение Конвенции о правах ребенка;
- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения.
Основным содержанием
новых отношений является
Ученье без принуждения характеризует:
- требовательность без
принуждения, основанная на
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального
подхода в том, чтобы идти
в системе образования не от
учебного предмета к ребенку,
а от ребенка к учебному
предмету, идти от тех возможностей,
которыми располагает ребенок,
учить его с учетом
Новая трактовка
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;
- применение психолого-
- учет особенностей личности
в учебно-воспитательном
- прогнозирование развития
личности; конструирование
Формирование положительной Я-концепции личности.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Личностный подход
включает как одну из
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
- создавать личности
ситуацию успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная
жизнедеятельность, учеба
- «Учиться победно!»; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;
- понимать причины детского
незнания и неправильного
- предоставлять возможности
и помогать детям
2.Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Дидактический активизирующий
и развивающий комплекс
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
- обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
- идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
- вариативность и
- используется положительная стимуляция ученья.
3.Концепция воспитания.
Концептуальные положения
педагогики сотрудничества