Педагогика в системе современного человекознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:25, реферат

Описание работы

Цель написания реферата: рассмотреть педагогику, как в системе современного человекознания.
В соответствии с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения, развитие педагогической науки и основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс;

Содержание работы

ВВ ЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Возникновение и развитие педагогической науки………......…...4
Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. ……………...........................6
Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.…..……....…….8
Структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией…………..…………..…………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………16

Файлы: 1 файл

реферат человекознание.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Отделение «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ОГСЭ 0.1. Педагогика

Педагогика в системе современного человекознания

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса группы ПвНК 14б

Очная форма обучения

Ефремова Христина

 

Проверила:

Федотова Елена Ивановна

 

 

Оценка__________________________

«__»________________20__г.

 

 

 

Якутск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВ ЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

    1. Возникновение и развитие педагогической науки………......…...4
    2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. ……………...........................6                                                                                         
    3. Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.…..……....…….8
    4. Структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией…………..…………..…………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........15                       

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………16             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной1.

Цель написания реферата: рассмотреть педагогику, как в системе современного человекознания.

В соответствии с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения, развитие педагогической науки и основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс;
  2. Отразить понятие индивидуализма, развития, самовоспитания, самообразования. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики;
  3. Проанализировать, в чем заключается структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией.

Работа содержит введение, основную часть, заключение и список литературы.

 

  1. Возникновение и развитие педагогической науки

 

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

    • Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
    • Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
    • Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению2.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое присхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу – ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в незаформализованной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки3.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих зарубежных мыслителей (см. таблицы 1 – 9). Швейцарский ученый И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) утвердил идею развивающего обучения.4

 

    1. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс

 

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося5.

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

 Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического процесса проявляется:

    • в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
    • в соподчиненности этих процессов;
    • в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

3.Педагогический процесс  является многофункциональным процессом.

Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

 Образовательная:

    • реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;
    • во внеклассной работе;
    • в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

    • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
    • в личности и профессионализме педагога;
    • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая:

Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Индивидуализм – это тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще.

Социали́зм это — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность6.

 

    1. Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики

 

Развитие— необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение7.

Основные задачи педагогической науки состоят в познании закономерностей воспитания, анализе, изучении и обобщении передового педагогического опыта, организации фундаментальных, прикладных и практико-ориентированных исследований, уточнении и дальнейшем развитии понятийно-категориального аппарата, совершенствовании содержания, организационных форм, методов воспитания и обучения, создании новых эффективных педагогических технологий, разработке проблем последипломного образования, совершенствовании экономики и планирования в системе образования, разработке конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса. Каждый из разделов общей педагогики имеет свой комплекс задач, исходя из которого определяется научная проблематика, актуальная на данный исторический период.

На современном этапе значительно актуализируется и такая задача, как реформирование системы образования. Большая роль в решении этой сложной задачи отводится педагогической науке, призванной обосновать цели, принципы, концептуальные основы реформирования, проанализировать реформаторский опыт.

Информация о работе Педагогика в системе современного человекознания