Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:25, реферат
Цель написания реферата: рассмотреть педагогику, как в системе современного человекознания.
В соответствии с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения, развитие педагогической науки и основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс;
ВВ ЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Возникновение и развитие педагогической науки………......…...4
Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. ……………...........................6
Развитие, самовоспитание, самообразование. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.…..……....…….8
Структура педагогики, наука педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией…………..…………..…………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………16
Функции педагогики:
– теоретические практические прикладные
– объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к
– воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам
– и просвещения, обоснованиями методов
– обоснование процессов обучения и воспитания
– обучения и воспитания
На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага. Но воспитание может дать плоды, основываясь лишь на религиозном фундаменте. В обществе же, испытывающем духовный кризис, не имеющем единой идеологии, отшедшем в своем историческом развитии от своих духовных и национальных корней, эта задача становится практически неразрешимой.
Основополагающее педагогическое воздействие на человека оказывает микросреда, исходя из принципа "С кем поведешься, от того и наберешься". Но сейчас даже на уровне семьи среда бывает неоднородной, не говоря о школе, улице, работе и т.д. Ребенок, попадая из одной среды в другую, с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками вынужден каждый раз адаптироваться и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации. Адаптация вызывает психологическое напряжение, которое усиливается, если ребенок не может принять какое-либо решение. Разрушается единство, цельность личности, сознание "зависает" и раздваивается8. Растет общее количество детских неврозов и других психических заболеваний. Появляются немотивированные страхования, ведущие к употреблению наркотиков и алкоголя, вызванными желанием забыться, расслабиться, не способностью адаптироваться и, в конечном счете, к суицидам.
Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Каждая из них «смотрит» на образование через собственную призму — призму своего предмета, и исследует определенный участок педагогической действительности. Педагогические науки могут быть классифицированы (объединены в группы) в зависимости от того аспекта образования, который они рассматривают, и тех задач, которые стоят перед ними.
В структуре общей педагогики выделяют прежде всего теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, исследующие педагогические закономерности в соответствующих сферах образования9.
Дидактика исследует обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, безотносительно к преподаванию конкретных учебных предметов. Она рассматривает функции и движущие силы процесса обучения, его логику и структуру, формулирует принципы обучения, предлагает различные способы построения содержания обучения, формы взаимодействия учителя и учащихся, способы подачи и усвоения учебной информации.
Современная дидактика предлагает педагогу огромное разнообразие дидактических концепций, теорий и технологий обучения. Основывая свою работу на тех или иных теоретических положениях, учитель должен учитывать, что эффективность их применения зависит не только от достоинств самой дидактической теории, но и от особенностей учащихся, а также от личностных и профессиональных качеств самого учителя10.
Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и способы формирования системы отношений человека — к природе, культуре, ценностям, другим людям, обществу в целом и самому себе. В рамках этой научно-педагогической дисциплины рассматриваются различные аспекты воспитания (социокультурный, индивидуальный, коммуникативный), основные характеристики, движущие силы и логика воспитательного процесса, закономерности и принципы, на которых основывается деятельность педагога-воспитателя, а также средства, которые он может использовать в воспитательной работе.
История педагогики (или история образования и педагогической мысли) — наука о закономерностях функционирования и развития воспитания и обучения в прошлом. Она позволяет представить образовательные системы, педагогические теории и концепции в их развитии, понять истоки тех или иных педагогических явлений. Конечный итог историко-педагогических исследований — выявление закономерностей становления и развития образовательных систем и педагогических теорий.
К истории педагогики тесно примыкает этнопедагогика, которая изучает опыт воспитания, накопленный конкретным народом и составляющими его этносами, народную культуру воспитания, представляющую собой основу всякой педагогической культуры. Эта научная дисциплина объясняет народную педагогику с современных и исторических позиций и предлагает пути ее использо-вания в современных условиях.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. Целью таких исследований является поиск общего и специфического в образовательных системах разных стран и народов. Это позволяет с научных позиций объяснить различные образовательные традиции и системы, обогатить национальную педагогическую культуру за счет международного опыляясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации11.
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008.
3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика СПб.: Речь, 2005.
4. История педагогики и образования: учебник /Под. ред. З.И. Васильевой. – М.: ООО «Academia», 2013.
5. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
6. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.
7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М.: Роспедагентство, 2009
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2009
9. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «ПИТЕР», 2013.
10. Педагогическая наука: история и современность : учебное пособие /М. А. Лукацкий. — М. : ГЭОТАР – Медиа, 2012.
11. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2007.
13. Серников В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Academia», 2008.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2009.
1 Серников В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Academia», 2008.
2 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2009.
3 Серников В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Academia», 2008.
4 Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М.: Роспедагентство, 2009
5 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2009.
6 Педагогическая наука: история и современность : учебное пособие /М. А. Лукацкий. — М. : ГЭОТАР – Медиа, 2012.
7 Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М.: Роспедагентство, 2009
8 Педагогическая наука: история и современность : учебное пособие /М. А. Лукацкий. — М. : ГЭОТАР – Медиа, 2012.
9 Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М.: Роспедагентство, 2009
10 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008.
11 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008.
Информация о работе Педагогика в системе современного человекознания