Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 00:15, курс лекций

Описание работы

1.Целью является формирование у докторантов базовых знаний и умений научного поиска, их практического использования в реальной педагогической деятельности, как необходимой основы формирования всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности.
2.В процессе семинарских занятий докторанты должны овладеть разнообразными формами организации педагогического процесса, познакомиться и осмыслить педагогические идеи, традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в вузе.

Содержание работы

.Цель педагогической науки
2.Задачи и функции педагогики высшей школы как науки
3.Определение предмета и объекта педагогики высшей школы
4.Методы педагогического исследования
5.Понятие о науке антропологии, ее место в педагогике и взаимосвязь с другими науками
6.Рекомендуемая тематика исследований
7.Творческие задания
Список литературы для самостоятельной работы

Файлы: 1 файл

Лекция 1.ppt

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
Казахский национальный аграрный университет 
ЛЕКЦИЯ 1.  
Тема: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПРЕДМЕТ, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК. 

 

 

 

 

 

Лектор –

доцент Адизбаева  Д.Ж.

 

Кафедра «Жаратылыстану  пәндері  және кәсіптік оқыту»

 

Алматы 2012

План лекции

 

1.Цель педагогической науки

2.Задачи и функции педагогики высшей школы как науки

3.Определение предмета и объекта педагогики  высшей школы

4.Методы педагогического исследования

5.Понятие о науке антропологии,  ее место в педагогике и взаимосвязь с другими науками

6.Рекомендуемая тематика исследований

7.Творческие задания

Список литературы для самостоятельной работы

 

Цель лекции

 

1.Целью является  формирование у докторантов базовых  знаний и умений научного поиска, их практического использования  в реальной педагогической деятельности, как необходимой основы формирования  всесторонне развитой, социально  активной, творчески мыслящей личности.

2.В процессе семинарских  занятий докторанты должны овладеть  разнообразными формами организации  педагогического процесса, познакомиться  и осмыслить педагогические идеи, традиционные и инновационные  технологии педагогического процесса  в вузе. 3.Изучение дисциплины  способствует формированию нравственно-ценностной  и профессионально-личностной ориентации  докторанта в современной мировоззренческой  и духовной ситуации казахстанского  общества, овладению культурой самообразования, самовоспитания и творческого  саморазвития, готовит их к прохождению  педагогической практики и повышает  их интерес к труду преподавателя  высшей школы.

 

Задачи лекции

 

1.Основные задачи  дисциплины – ознакомить докторантов  с основами педагогической науки  высшей школы, дать им представление  о многообразии педагогических  концепций в современном мире, об основах технологии целостного  учебно-воспитательного процесса  и о проблемах воспитания в  Казахстане.

2.Среди задач можно  выделить также стимулирование  учебно-познавательной активности  обучающихся, организацию познавательной  деятельности по овладению научными  знаниями и формированию умений  и навыков, развитию мышления  и творческих способностей, выработке  диалектико-материалистического мировоззрения  и нравственно-эстетической культуры.

Педагогика высшей  школы

 

− это наука о  закономерностях процесса воспитания  и профессиональной подготовки  специалиста в условиях вуза, разрабатывающая на их основе  теорию, методику, технологию организации  и управления этим процессом.

Предмет педагогики  высшей школы

 

это процесс воспитания  и профессиональной подготовки  специалистов в условиях вуза, выявление закономерностей этого  процесса. Образование как сфера  социальной практики и предмет  теории. Понятийный аппарат педагогики  высшей школы − воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование, профессиональная  подготовка, повышение квалификации.

Определение педагогики:

 

 

Педагогика (от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель»)  -наука, которая изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов обучения и воспитания детей и взрослых в институтах их наиболее полного развития).

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Педагогика – это наука о воспитании человека. В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести)

Возникновение и развитие педагогики, ее представители.

 

 

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия: 
 

 

  • Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.)
  • Сократ (469 – з99 гг. до н.э.)
  • Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
  • Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
  • Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)

 
 
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло.

 

  • Тертулиан (160 – 222 гг.)
  • Августин (354 -430 гг.)
  • Аквинат (1225 – 1274 гг.)

«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения.

 

  • Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.)
  • Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 гг.)
  • Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.)
  • Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему!
  • Джон Локк (1632 – 1704 гг.)
  • Д. Дидро (1713 – 1784 гг.)
  • К. Гильвеций (1715 -1771 гг.)
  • П. Гольбах (1723 – 1789 гг.)
  • Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)

Представители русской педагогической мысли:

 

  • В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.)
  • А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.)
  • Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)
  • Н.А. Добролюбов (1836 -1861 гг.)
  • Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)
  • К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.)

- Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

В конце XIX -  начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем  начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие  принципы,  выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования.

 

  • Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.)
  • Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)

 

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе

 

  • С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.)
  • П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.)
  • А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.)
  • Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)
  • А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.)
  • В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)

Представители казахской педагогики

 

  • Ахмет Байтурсынов (1873 – 1937 гг.)
  • Жамбыл Жабаев (1846 – 1945 гг.)
  • Магжан Жумабаев (1893 – 1938 гг.)
  • Мустафа Шокай (1890 – 1941 гг.)
  • Миржакып  Дулатов (1885 – 1935 гг.)
  • Жусупбек Аймаутов (1889 – 1931 гг.)

Система педагогических наук.

 

  1. Общая педагогика:

                  - общие основы

                  - дидактика (теория обучения)

                  - теория воспитания

                  - школоведение

  • Возрастная педагогика:

                  - дошкольная педагогика

                  - школьная

3.      Педагогика высшей: школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Система педагогических наук.

 

  • 4. Социальная педагогика: 
                   - семейная педагогика 
                   - перевоспитание правонарушителей  
                   - и др. 
    5. Сурдопедагогика – воспитание глухонемых и слепых. 
    6. Тифлопедагогика – воспитание слепых. 
    7. Олигофренопедагогика – Воспитание умственно отсталых. 

Педагогика развивается в тесной связи с другими науками:

 

1. Философские науки:

             - этика

             - эстетика

             - науковедение

             - …

2. Анатомия

3. Физиология

4. Психология

5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология… 

 
 
 

 

  • Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики. 
     
     
    Педагогика также находится на стыке точных и технических наук – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.

Педагогика 

 

  • Это наука, изучающая закономерности воспитания, обучения и образования детей и взрослых в интересах их всестороннего развития

Основные категории педагогики:

 

  • Воспитание
  • Обучение
  • Образование
  • Формирование
  • Развитие

Категории педагогики

 

Самосознание

 

Образование

 

Обучение

 

Воспитание

 

Знание

 

Умения

 

Навыки

 

Отношения

 

Мировоззрение

 

Поведение

 

Преподавание

 

Учение

–  
 
 
 
Обучение

 

  • это специально организованный, целеполагаемый, управляемый процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
  • Знания - это отражения человеком объективной  деятельности в форме фактов, представлений, понятий.
  • Умения – это готовность сознательно и самостоятельно  выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта.
  • Навыки – это компоненты практической деятельности  проявляющееся при  выполнении необходимых действий.

Информация о работе Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук