Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 00:15, курс лекций

Описание работы

1.Целью является формирование у докторантов базовых знаний и умений научного поиска, их практического использования в реальной педагогической деятельности, как необходимой основы формирования всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности.
2.В процессе семинарских занятий докторанты должны овладеть разнообразными формами организации педагогического процесса, познакомиться и осмыслить педагогические идеи, традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в вузе.

Содержание работы

.Цель педагогической науки
2.Задачи и функции педагогики высшей школы как науки
3.Определение предмета и объекта педагогики высшей школы
4.Методы педагогического исследования
5.Понятие о науке антропологии, ее место в педагогике и взаимосвязь с другими науками
6.Рекомендуемая тематика исследований
7.Творческие задания
Список литературы для самостоятельной работы

Файлы: 1 файл

Лекция 1.ppt

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Образование-

 

это объем систематизированных  знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

PS: Образованным принято называть человека, который  овладел определенным объемом систематизированных знаний

Воспитание

 

  • это целенаправленный и организационный процесс формирования личности.
  • 1)в широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества); 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов  с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д.

 

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение  которого направляются усилия.

Формирование

 

  • – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических…

 

Развитие

 

-это процесс количественных и качественных изменений в организме человека.

 

Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Социальное развитие находит выражение, в психологическом, духовном, интеллектуальном росте.

Методы педагогики

 

  • Педагогическое наблюдение;
  • Исследовательская беседа;
  • Изучение документации и продуктов деятельности учащихся;
  • Педагогический эксперимент;
  • Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
  • Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический эксперимент

 

  • Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание.  Каких-либо теоретических выкладок опытным путем.
  • В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов:
  • констатирующий;
  • созидательно-преобразующий;
  • контрольный;
  • естественный.

 

 

Словарь:

 

  • Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности.1)в широком смысле В – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества);
  • 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов  с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д.
  • Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение  знаний, умений, навыков и т.д.
  • Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических, …
  • Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

 

Творческие задания:

 

1. Педагогику называют  наукой и искусством. Выскажите  свою точку зрения и докажите  ее правильность.

2. Исходя из известных  вам тенденций развития общества  и воспитания, попробуйте определить  перспективы развития системы  наук о человеке: значение каких  наук возрастает? Какие новые  научные дисциплины могут (или  должны) появиться?

3. В чем вы видите  взаимосвязь между обучением, воспитанием  и образованием?

4. Проанализируйте понятия «воспитание» и «предмет педагогики», отраженные в различных учебных  пособиях, педагогической литературе.  Найдите сходство и различие  в их определении.

5. Раскройте роль  и значение педагогики высшей  школы в решении задач обновления  нашего общества.

6. В чем вы усматриваете  разницу между задачами педагогического  исследования и проблемой исследования?

7. Какие методы вы  считали бы возможным и целесообразным  использовать для изучения личности  студента, коллектива или опыта  своего коллеги? Постарайтесь обосновать  их выбор и охарактеризовать  условия их применения.

8. Исходя из проблемы  своего исследования, определите  его объект и предмет.

9. В чем заключается  научная новизна вашего исследования?

Литература для самостоятельной работы:

 

 

  • Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
  • Бережнова Е. В. Педагогическое исследование: социально- гуманитарный аспект // Педагогика. – 2005. – № 6.
  • Валеев Г. Х. Формулировка новизны исследования // Педагогика.– 2003. – № 7. – С. 25 – 29.
  • Вахтеров В. П. Основы новой педагогики //Антология педагогической мысли России 2-ой половины XIХ – начала ХХ в. – М., 1990.
  • Волков Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. – 1998. – № 8.
  • Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
  • Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие – СПб, 1992.

 

 

 

 

 

Литература для самостоятельной работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
  • Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. – Саранск, 1995.
  • Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А.Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.
  • Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М., 2003.
  • Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.
  • Философия образования для XXI века. – М., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33


Информация о работе Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук