Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:08, контрольная работа
Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим род умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.
Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе. Значение пересказа для развития мышления и речи детей.
Требования к отбору текстов для пересказа, приемы обучения детей пересказыванию.
Методика обучения детей пересказыванию в разных возрастных группах.
Конспект занятия по пересказыванию.
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»).
В качестве плана
пересказа может выступать
Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные снова и выражения.
Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.
В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.
К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.
Некоторые методисты
считают возможным уже в
Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знакомых сказок и рассказов по предложению воспитателя или выбору самих детей.
Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми, текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому (Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психологи». — 1984. — №4).
В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».
Повышаются
требования к пересказам. При анализе
дети более точно соотносят
Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.
В экой группе применяются
выборочный пересказ (интересные в
языковом отношении фрагменты, намеченные
воспитателем и выбранные детьми),
пересказ от лица разных героев, придумывание
продолжения к прочитанным
Тема: «Пересказ рассказа «Весна».(старшая группа)
Цель: учить связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа, используя наглядную основу в виде картинного плана.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методические приемы: загадывание загадки, беседа по вопросам, игровой момент (письмо от скворца), игры на рассказ педагога, составление картинного плана, подсказ нужных слов педагогом.
Оборудование: картинки для составления плана рассказа, конверт с письмом, фотографии скворца.
Предварительная
работа: разучивание пальчиковой гимнастики
«Кап-кап, звенит капель». Беседы на темы:
«Весна пришла», «Признаки весны», «Перелетные
птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было
бы, если бы не было птиц?». Загадывание
загадок о временах года, о птицах.
Прослушивание аудиозаписей «Голоса природы»,
«Звуки окружающего мира». Закрепление
лексической темы «Весна. Перелетные птицы».
Дидактические игры: «Когда это бывает?»,
«Зимующие и перелетные», «Четвертый лишний».
Чтение рассказов: А. Клыков «Наш скворчик», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Весна», стихотворений Ф. Тютчева, А. Фета, А. Пушкина о весне. Заучивание потешек о весне.
Рассматривание картинок и фотографий с изображением весенних пейзажей, перелетных птиц. Рассматривание скворечников во время прогулки.
Ход занятия:
П.: Дети, сегодня я приглашаю вас в гости к такому времени года, которое нравится всем. Какое это время года, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Педагог просит внимательно послушать загадку.
П.: Тот, кто будет меня внимательно слушать, тот сразу догадается, о чем мы сегодня будем говорить.
«Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит, как водопад
И птицы с юга к нам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
2. Беседа о приметах весны. (Развитие памяти, мышления, диалогической речи.)
П.: Верно, дети, это весна. Сегодня
мы с вами будем говорить о ней. Весна –
это прекрасное время года. Весной природа
просыпается от зимнего сна.
-Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите слово «весна»? (Радостное, веселое, приподнятое.)
-Мы с вами долго ждали весну. Как можно о ней сказать? (Долгожданная.)
-Что весной делает солнышко?
-Что весной происходит со снегом? (Снег весной тает)
-Если снег тает, что можно увидеть на земле? (По земле бегут ручейки, появятся проталины.)
-Что делают ручейки? (бегут, журчат, говорят). Если они, журчат, как будто говорят, значит, их можно назвать… (говорливыми).
Игра на закрепление звукопроизношения: «с», «ш», «р».
-Представьте себе, что по земле бежит маленький ручеек, как он журчит? (Произносят звук «С»). Вот перед нами большой ручей. Как он шумит? (Произносят звук «Ш»). А сейчас ручей встретил на пути камень. Он рассердился и зарычал. (произносят «Р»)
Снег тает не только на земле. Он лежал и на крышах домов. Когда стало тепло снег на крышах начал таять, мы услышали какие-то звуки. Что мы услышали? (Кап, Кап, Кап).
-Давайте представим, что капель у нас в группе и послушаем ее.
Игра на развитие чувства ритма «Капель».
«Кап-кап-кап капель звенит,
Будто с нами говорит».
Педагог просит детей отхлопать ритм капели. Ритм задает педагог.
-Что происходит ранней весной с деревьями?
-Кто возвращается к нам из теплых стран?
-Чем будут заниматься перелетные птицы, когда вернутся к нам?
-Не все птицы
вьют гнезда. Некоторые из них
прилетают в домик, который
сделал человек. Как
3. Сюрпризный момент «Письмо от скворца».
П.: Ребята, пока мы с вами говорили о весне, к нам пришло письмо. Вам интересно от кого оно? Давайте посмотрим. (Педагог открывает конверт, в котором лежит фотография скворца и текст для пересказа). Скворец прислал нам свою фотографию и рассказ. Он хочет, чтобы вы этот рассказ послушали. Садитесь на стульчики, а я вам прочитаю, о чем пишет скворец.
4. Чтение рассказа «Весна». (Развитие слухового внимания)
Рассказ «Весна»
Наступила долгожданная весна. Теплое солнышко пригрело землю. Снег начал таять, побежали говорливые ручейки. Из теплых стран возвращаются скворцы. Дети взяли пилу, доски, молоток, и гвозди. Они сколотили скворечник и повесили его на дерево. Хороший домик будет у скворцов.
5.Беседа по тексту. ( Развитие диалогической речи, работа над лексическим значением слов, интонацией.)
!!! При постановке вопросов педагог выставляет на доску картинки, отражающие последовательность предложений в рассказе.
П.: Понравился ли вам рассказ? Тот, кто внимательно слушал его, без труда ответит на мои вопросы.
-Какое время года наступило? Почему весну называют долгожданной?
-Что сделало солнышко?
- Что случилось со снегом? Какие ручейки побежали? Что значит «говорливые»?
-Кто возвращается из теплых стран?
-Что взяли дети?
-Что они сколотили?
-Куда они повесили скворечник?
-Какой домик будет у скворцов?
6. Физкультминутка. (Развитие общей моторики.)
«Солнце, солнце высоко,
Нам от солнышка тепло.
Тает снег от лучей,
Звонко побежал ручей».
7. Повторное
рассказывание текста
8. Пересказ рассказа детьми.
Педагог приглашает
детей для пересказа к доске. С
9. Анализ детских рассказов.
10. Подведение итогов.
В конце занятия педагог дарит детям фотографии скворца.
Список литературы.
Информация о работе Пересказ как средство речевого развития детей дошкольного возраста