Перевоспитание трудного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Подростковый возраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и "в тоже время еще не...". На мой взгляд, определяющей характеристикой подростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то же время еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположены пользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться только на свои возможности.

Содержание работы

Введение.
Сущность перевоспитания
цель перевоспитания;
функции перевоспитания;
задачи перевоспитания.
Методы перевоспитания:
переубеждение;
переучивание;
переключение;
метод «взрыва»;
самосовершенствование.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных подростках.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ИКЗ ПЕДОГОГИКА.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

МАКЕЕВСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра педогогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное  задание

 по дисциплине  «Социальная педогогика»

На тему : «Перевоспитание  трудного подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы С-7А

Писарева О.Н.

Проверила: к.п.н., доц. Земченкова Г. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макеевка 2011г.

План

  1. Введение.
  2. Сущность перевоспитания
    1. цель перевоспитания;
    2. функции перевоспитания;
    3. задачи перевоспитания.
  3. Методы перевоспитания:
    1. переубеждение;
    2. переучивание;
    3. переключение;
    4. метод «взрыва»;
    5. самосовершенствование.
  4. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных подростках.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый возраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и "в тоже время еще не...". На мой взгляд, определяющей характеристикой подростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то же время еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположены пользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться только на свои возможности.

В каждом конкретном случае феноменологического изучения жизни "трудного" подростка можно проследить историю становления его "трудности". Большинство из них становятся таковыми, потому что их нелегко понять и тяжело жить с ними рядом. Особенности этих детей вызывают сначала непонимание, а затем неприятие со стороны взрослых.

Встреча с "трудным" подростком - непростая задача, так как у них почти нет опыта глубокого контакта. Чаще всего им чуждо стремление к эмоциональным привязанностям. У них есть опыт одиночества в семье, манипулирования и агрессивности. Социально-исправительная, педагогическая, коррекционно-психологическая концепции основываются на стремлении переделать "трудных" подростков.

У взрослых, которые в силу своих профессиональных обязанностей встречаются с "трудными" подростками часто бытует представление о том, что судьба этих подростков задана наследственностью, которую не изменить. Но такой взгляд создает ситуацию полной бессмысленности их профессиональной деятельности. Такое же ощущение тотальной неизменности своей участи существует и у многих подростков. Умение взрослого сохранять ощущение, что жизнь этих подростков не только проблема, но и тайна, спасает жизнь и взрослого, и подростка. 
      Убеждение, что человеческая жизнь - это задача, которая может быть прекращена только с уходом из жизни помогает "трудному" подростку принять себя сегодняшнего, вынести отчаяние по поводу себя и совершить выбор себя нового. Потому что, от того, как ты описываешь предмет, зависит, как ты его понимаешь; а от понимания зависит, как ты с ним обращаешься. Для "трудных" подростков "жизненно важно" "переключиться с рассуждений, что они могут ждать от жизни к осознанию того, что жизнь ждет чего-то от них,- жизнь в лице некоего человека или незавершенного дела".

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность  перевоспитания.

 

« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция – изменяться под воздействием воспитателя.

Основная цель перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание  органически  входит  в  общую  систему воспитательной  работы  школы  и  начинает  плодотворно  воздействовать   на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь  между  воспитанием  и перевоспитанием построена  на  прямой  и  обратной  зависимости:  воспитание включает в себя  элементы  перевоспитания,  а  перевоспитание  опирается  на достигнутые   в   воспитании   результаты.    Взаимосвязь    воспитания    и перевоспитания может быть выражена так: нормализация  и  повышение  качества воспитательного   процесса   –   главное   условие   и    решающий    фактор перевоспитания. 
    В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие  слова ограничено. Здесь  воздействуют  в  первую  очередь  примеры  и  организация нового опыта поведения. 
    Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе  с  недостатками подростка  и  искоренении  пороков  и  отрицательных   качеств,   но   и   в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном  развитии  всего положительного фонда личности. 
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции:    восстановительную,     компенсирующую,     исправительную     и стимулирующую. 
    Процесс  восстановления  положительных  качеств   требует   постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые  он  в  свое  время совершал. 
    Компенсирующая    функция     перевоспитания     призвана     дополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удается  восстановить  все его  духовные  силы.    Необходимость  компенсации  вытекает   из   ощущения подростком слабости,  в какой либо области.     Каждый трудный  подросток  стремиться  компенсировать  тот  или  другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую  любит,  в которой может добиться быстрых успехов. 
        Компенсация  всегда  связана  с  тремя  факторами   в   перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях,  желанием  добиться успеха в заинтересовавшей подростка  деятельности  и  ,  наконец,  утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения. 
    Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с  восстановительной и компенсационной.  Стимулирование  должно  помочь  активизировать  действия ученика в той области, где проявляются его положительные  качества,  осудить отрицательные поступки подростка. 
    Исправительная функция перевоспитания  –  наиболее  важная  среди  всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный  подросток  как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств. 
    При  перевоспитании  не  обойтись  без  наказания.  Но  главная  основа исправления,  а   стало   быть,   уничтожения   недостатков   –   опора   на положительное.  
Функции перевоспитания следующие: 
 а) интенсификация положительного развития сил и способностей  воспитанников за  счет    устранения  неблагоприятных  условий  и  преодоления  внутренних предпосылок   трудновоспитуемости; 
 б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека; 
 в) устранение результатов  неправильного  воспитания,  исправление  ошибок, допущенных  в формировании личности; 
 г) активизация усилий личности в ее борьбе  с  отрицательными  явлениями  в себе и  окружающей действительности. 
        Перевоспитание выполняет следующие задачи: 
   1. Использование социальных условий  воспитательных  возможностей  нашего       общества для устранения и уничтожения влияния  пережитков  прошлого  и       других  нездоровых  внешних  воздействий,  порождающих  поддерживающих       трудновоспитуемость. 
   2. Лечебно-педагогическая работа по  исправлению  внутренних  предпосылок       трудновоспитуемости. Под  медико-педагогической  коррекцией  поведения       трудных детей понимаются медицинские, психологические и педагогические       меры, которые способствуют  выявлению,  предупреждению  и  преодолению       психических  искажений,  отклонений   в   поведении   и   деятельности       трудновоспитуемых.  
3. Исправление ошибок, допущенных в  семейном  и  школьном  воспитании.  Эта    задача перевоспитания является трудоемкой и сложной. 
4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. 
    Методы перевоспитания, в конечном  счете,  всегда  связаны  с  методами воспитания.       
 В  своей  совокупности  методы  перевоспитания  призваны   с   учетом содержания  и  устойчивости  трудновоспитуемости;  оптимально   использовать средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности  самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные  воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач;  активизировать  самого воспитанника на  борьбу  с  имеющимися  у  него  отрицательными  качествами, вредными   привычками. Каждый   метод   выполняет определенную ведущую  функцию.                               
    Процесс перевоспитания представляет  собой  взаимосвязь  общих  методов воспитания,   специфически   преломленных   (переубеждение,    переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих  только  перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»). 
    Каждый метод перевоспитания  при  определенных  условиях   вступает  во взаимосвязь   с   соответствующими   методами   воспитания:     
-переубеждение эффективно при работе учителя по формированию  убеждений,  критериев  оценки себя и других, нравственных  установок  в  общественном  мнении  коллектива;  
- переучивание   органически   связанно   с    приучением   к    деятельности,  
- «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе.   
Ведущим условием  действенности  специфических  методов   перевоспитания   выступает воспитание  в  коллективе  и  взаимовоспитание,  а   также   самовоспитание. 
    Общим требованием к методам    перевоспитания  является  применение  их через  коллектив.  Сплоченный  детский  коллектив  обеспечивает  воспитателю привлечение   авторитетных   для   трудного   подростка   сверстников    при осуществлении того или  иного  метода.  В  этом  случае  требования  учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается  как осуждение  товарищей,  поощрение  —  как   одобрение  действий  коллективом, 
контроль  педагога  перерастает  в   контроль   коллектива.   Такой   подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия  для  перехода перевоспитания в самоперевоспитание. 
    Эффективность методов перевоспитания в  значительной  мере  зависит  от восприятия  и  переработки  подростками  тех  воспитательных  мер,   которые применяют взрослые и сверстники. И в  этом  плане  решающее  значение  имеет воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за  свое  поведение. Пока не выработана личная  ответственность  за  свои  действия  и  поступки, 
трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

 

 

 

Методы перевоспитания.

 

Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости  от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения воспитуемого, его образа жизни и окружения.

Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны  с методами воспитания. Например, метод  переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизнен ного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип пове дения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разру шение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)Переключение служит задаче изменения направлен ности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и  наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.

 

Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отри цательного.

Переубеждение выступает как самостоятельный ме тод перевоспитания и одновременно как условие дей ственности других методов. Поэтому ему придается осо бое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмо циональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнрав ственных способствуют формированию социально ценно го жизненного опыта.  
Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать  педагогический контроль за поведением тех учащихся, которые пытают ся отстоять свои неверные убеждения. Классный руко водитель, учителя должны предупреж дать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достиг нуть, они разрушаются под влиянием здорового общест венного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет  трудному и дальше поступать безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток создает новые, сохраняя свои не правильные убеждения.

Перестройка неправильных убеждений  требует длительных усилий педагогов. Общим усло вием ее эффективности  является создание в зоне бли жайшего социального окружения такой атмосферы, что бы трудный почувствовал угрызения совести, огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения  эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного  для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем оконча тельно их перестроить.

Переучивание.

Устранение отрицательных  привычек, исправление нездоровых потребностей и, отучение от неправильных действий, у подростков, совершается с помощью метода пе реучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвя зи с переубеждением.

Переучивание  состоит из двух частей — отучения и приучения. Применяя данный метод, следует помнить, - что исправление личности всегда совершается при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е. взамен дурных привычек форми руются здоровые, взамен неправильных действий — рациональные, нравственные. Первая часть метода пе реучивания — отучение, осуществляется приемами запрета, контроля, и проверки выполнения предписаний и требует одновременных, скоординированных педаго гических действий:

  • Категорического запрещения делать что-то и в то же время глубокой мотивации такого запрета.
  • Недопущения проявления дурных привычек, потреб ностей, неправильного поведения и одновременно созда ния благоприятных условий для проявления нравствен ных привычек, здоровых потребностей и правильных дей ствий, поступков.
  • Формирования в общественном мнении коллектива и у каждого воспитанника нетерпимого отношения к отри цательному поведению, нездоровым потребностям и при вычкам.
  • Борьбы воспитателей и детского коллектива с прояв лениями дурных привычек и потребностей, а также устранения причин, обстоятельств, провоцирующих не правильные действия, поступки. Рецидив отрицатель ного, всегда связан с неблагоприятными обстоятельствами в зоне ближайшего социального окружения;
  • Активизации усилий коллектива и самого воспитан ника в процессе преодоления отрицательного и на этой основе осуществления взаимосвязи воспитания в коллективе и самовоспитания.

При переучивании важно избегать следующих оши  бок:

  • навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;
  • постоянно указывать на одни и те же недо статки ребенка. Это

вызывает озлобление и может привести к обратному  результату

— к нервному срыву.

Нельзя также  тре бовать мгновенного отказа от дурной привычки или по рока: возможен рецидив. Отучение должно завершаться приучением. В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными, ведущими, практически ими можно решить любую задачу перевоспитания.

 

Метод «Взрыва».

 

Метод «взрыва» осуществляется в естественных усло виях, в реальной обстановке. Он сильно действует на са мочувствие личности, обостряет положительные и отри цательные переживания, поэтому применяют его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в «нервную горячку».

«Взрывается»  не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтер натива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом пре зрения товарищей. Метод «взрыва» характеризуется также обнаженно стью истинных отношений воспитанника. Своеобразной «детонацией» всех противоречий в коллективе, лавиной чувств, в которой переплетаются гнев, возмущение, пре зрение, потрясение. И которая обрушивается на психику трудного подростка, выводит его из равновесия, делает беззащитным, растерянным, уязвимым, сметает самоза щиту отрицательного.

При «взрыве» подросток  пережи вает «катастрофу внутри себя», говорил А. С. Макарен ко, ему некогда  раздумывать, взвешивать, рассчитывать, хитрить, пытаться сохранить свое негативное «я». Оше ломленный бурей чувств, он впадает в стрессовое со стояние, разрушается отрицательный стереотип, уничто жаются связи между отдельными элементами трудновоспитуемости. Тогда-то и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других ме тодов перевоспитания.

Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщатель  но изучил психологию и особенности  подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его каче ства, на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.

Большую роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных сил, участвующих во «взрыве», предварительное продумыва  ние его техники и тактики, чтобы исключить возможность срыва нервной системы.

Информация о работе Перевоспитание трудного подростка