Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:53, контрольная работа
Подростковый возраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и "в тоже время еще не...". На мой взгляд, определяющей характеристикой подростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то же время еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположены пользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться только на свои возможности.
Введение.
Сущность перевоспитания
цель перевоспитания;
функции перевоспитания;
задачи перевоспитания.
Методы перевоспитания:
переубеждение;
переучивание;
переключение;
метод «взрыва»;
самосовершенствование.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных подростках.
Заключение.
Список литературы.
Важно также максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспи тательный процесс должен обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом поведения. Необхо димо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу пове дения.
Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспитанием.Поэтому за ним должны следовать пере убеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.
Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного подростка переводится в социально значимую сферу деятельности с использова нием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в не давнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами, которые грабили проезжих крестьян. Колонисты охраняли склады и сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не выдавать» трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не жаловаться, а самим преодо левать трудности. Ученическое самоуправление в колонии тоже основывалось на авторитете лучших, опыте старших.
Чем же характеризуется метод переключения? В первую очередь меняется социальная мотивация деятель ности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается совсем противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.
Далее, важно частично использовать в новой деятельности воспитанника его прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.
Использование имеющихся природных и приобретенных сил и способностей в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и себя лично деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А. С. Макаренко.
Новая мотивация как бы цементировала, скрепляла весь положительный фонд личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали такую духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему поведению.
Самосовершенствование.
Одной из форм самосовершенствования являются задания самому себе. Они становятся важной побудительной силой перевоспитания в том случае, если их выполнение контролируется детским коллективом. Задания самому себе в любой области должны обязательно связываться с нравственным самовоспитанием, с формированием характера.
При использования
самосовершенствования в
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных детях.
А. С. Макаренко широко использовал принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.
«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества, материала. Дети - наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».
«Главной формой воспитания в школе может быть только коллектив.» (А.С. Макаренко. Воспитание в советской школе.)
В.А. Сухомлинский уделял большое внимание трудным детям. Он много лет искал причины появления таких детей, искал пути индивидуального подхода к ним, выявлял характерные особенности их поведения.
«Трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежение своим общественным долгом».
Следовательно, причины появления трудностей в воспитании и обучении детей в большинстве своем коренятся в условиях жизни ребенка в семье, в порочном воспитании, при котором не создаются условия для развития ума и чувств.
Рассматривая особенности
детской души – чуткость, ранимость,
впечатлительность,
Сухомлинский подчеркивает пагубное влияние
на нежную детскую душу ребенка грубости,
равнодушия взрослых, резкости в обращении, вызывающей страх,
робость, инертность.В семьях, где утрачено
доверие к родителям, где существует враждебность
в отношениях к детям, где господствует
крик, - появляются трудные дети.Пути индивидуального
подхода к таким детям Сухомлинский видит
в педагогической этике воспитательного
процесса. Надо установить гуманные отношения
с учениками в семье и в школе, чутко руководить
юным, не умудренным опытом питомцем.
Индивидуальный подход
в воспитании – это понимание
ребенка, которое возможно лишь при глубоком уважении к нему, предоставления
ребенку максимума своих усилий в самостоятельной
деятельности - подчеркивал
Сухомлинский.
Твердо убеждал в том, что дошкольный и младший школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека, нисколько не отрицает возможностей перевоспитания в более зрелые годы.
Силу перевоспитания
блестяще доказал своим опытом советский
педагог
Макаренко. Но он придавал исключительное
значение как раз младшему школьному возрасту.
Сухомлинский же говорил
так: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять
допущенные ошибки в раннем возрасте,
а в том, чтобы не допускать этих ошибок,
предупреждать необходимость перевоспитания.
Длительный процесс познания начинается
в детстве – познание и умом и сердцем
– тех нравственных ценностей, которые
лежат в основе морали общества».
Педагогическую мудрость воспитания Сухомлинский видел в том, чтобы каждый подросток был борцом за торжество научной истины. Духовная борьба за торжество научной истины составляет суть воспитания в годы отрочества.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к
воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и
дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.
В
последние годы взгляды на
содержание воспитательного
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа
переживают трудный период постижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение
ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников,
которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.
Исходя из этого, предупреждение и преодоление педагогической
запущенности школьников является важным направлением в борьбе с антиподами нравственности в сознании и поведении школьной молодежи.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания.
Методика
перевоспитания предполагает
Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира
личности, коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога.
Лишь с учетом
этого оказывается
Воспитание
трудных подростков
Но именно школа была и остается основной социальной воспитательной
силой, организующей процесс воспитания трудных подростков.
Список литературы:
1. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: “Педагогика”, 1972г.
2.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.
3. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.