Перевоспитание трудного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Подростковый возраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и "в тоже время еще не...". На мой взгляд, определяющей характеристикой подростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то же время еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположены пользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться только на свои возможности.

Содержание работы

Введение.
Сущность перевоспитания
цель перевоспитания;
функции перевоспитания;
задачи перевоспитания.
Методы перевоспитания:
переубеждение;
переучивание;
переключение;
метод «взрыва»;
самосовершенствование.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных подростках.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ИКЗ ПЕДОГОГИКА.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Важно также  максимально насытить переживаниями  сам процесс «взрыва», чтобы вызвать  у воспитанника чувство неудовлетворенности  собой, пробудить страстное желание  стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспи тательный процесс должен обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом поведения. Необхо димо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу пове дения.

Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспитанием.Поэтому за ним должны следовать пере убеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

Переключение.

 

Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного подростка  переводится в социально значимую сферу деятельности с использова нием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в не давнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами, которые грабили проезжих крестьян. Колонисты охраняли склады и сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не выдавать» трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не жаловаться, а самим преодо левать трудности. Ученическое самоуправление в колонии тоже основывалось на авторитете лучших, опыте старших.

Чем же характеризуется метод переключения? В первую очередь меняется социальная мотивация деятель ности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается совсем противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.

Далее, важно  частично использовать в новой деятельности воспитанника его прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.

Использование имеющихся природных и приобретенных сил и способностей в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и себя лично деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А. С. Макаренко.

Новая мотивация  как бы цементировала, скрепляла  весь положительный фонд личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали такую духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему поведению.

 

Самосовершенствование.

 

Одной из форм самосовершенствования  являются задания самому себе. Они  становятся важной побудительной силой  перевоспитания в том случае, если их выполнение контролируется детским  коллективом. Задания самому себе в  любой области должны обязательно  связываться с нравственным самовоспитанием, с формированием характера.

При использования  самосовершенствования в перевоспитании педагог должен обратить особое внимание на единство психологической и практической подготовки в работе над собой, т. е. подросток должен хотеть и уметь бороться с недостатками. Самосовершенствование импонирует подросткам в силу их желания быть взрослыми, в связи с особенностями их возраста (стремление все делать самому, развивать самосознание, самостоятельность, рост личной активности, болезненное самолюбие и др.). Самосовершенствование нравится трудным подросткам еще и потому, что оно соответствует их желанию показать себя, восполняет отрицание педагогических воздействий за счет собственных усилий, когда воспитателем для подростка становится он сам.

 

А.С. Макаренко  и В.А. Сухомлинский о трудных  детях.

А. С. Макаренко широко использовал  принципы деятельности учреждений для беспризорных детей  и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.

«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах  людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Успех нашей работы зависит  от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества, материала. Дети - наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».

«Главной формой воспитания в  школе может быть только коллектив.» (А.С. Макаренко. Воспитание в советской  школе.)

В.А. Сухомлинский уделял большое внимание трудным детям. Он много лет искал причины появления таких детей, искал пути индивидуального подхода к ним, выявлял характерные особенности их поведения.

«Трудный ребенок –  это дитя пороков родителей, зла  семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежение своим общественным долгом».

Следовательно, причины  появления трудностей в воспитании и обучении детей в большинстве  своем коренятся в условиях жизни  ребенка в семье, в порочном воспитании, при котором не создаются условия для развития ума и чувств.

Рассматривая особенности  детской души – чуткость, ранимость, впечатлительность, 
Сухомлинский подчеркивает пагубное влияние на нежную детскую душу ребенка грубости, равнодушия взрослых, резкости в обращении, вызывающей страх, робость, инертность.В семьях, где утрачено доверие к родителям, где существует враждебность в отношениях к детям, где господствует крик, - появляются трудные дети.Пути индивидуального подхода к таким детям Сухомлинский видит в педагогической этике воспитательного процесса. Надо установить гуманные отношения с учениками в семье и в школе, чутко руководить юным, не умудренным опытом питомцем.

Индивидуальный подход в воспитании – это понимание  ребенка, которое возможно лишь при глубоком уважении к нему, предоставления ребенку максимума своих усилий в самостоятельной деятельности - подчеркивал 
Сухомлинский.

Твердо убеждал в  том, что дошкольный и младший  школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека, нисколько не отрицает возможностей перевоспитания в более зрелые годы.

Силу перевоспитания блестяще доказал своим опытом советский  педагог 
Макаренко. Но он придавал исключительное значение как раз младшему школьному возрасту.

Сухомлинский же говорил  так: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные ошибки в раннем возрасте, а в том, чтобы не допускать этих ошибок, предупреждать необходимость перевоспитания. 
Длительный процесс познания начинается в детстве – познание и умом и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат в основе морали общества».

Педагогическую мудрость воспитания Сухомлинский видел в  том, чтобы каждый подросток был  борцом за торжество научной истины. Духовная борьба за торжество научной  истины составляет суть воспитания в годы отрочества.

 

 

 

 

Заключение.

 

   

    Высшей  ценностью  любого  общества  является   человек.   Внимание   к

воспитанию  человека, забота  о  всестороннем  развитии  его  способностей  и

дарований, совершенствовании  личных качеств является  не  только  главнейшей целью, но и непременным условием государства.

    В  последние годы взгляды на  содержание воспитательного процесса  быстро и радикально меняются.

    Нет  единства  и  сегодня:  наше  общество,  а  вместе  с   ним  и  школа

переживают  трудный период постижения объективной истины.

    Всеобщее   обязательное   среднее   образование   означает    повышение

ответственности  работников  школы  и  родителей  за  судьбы  тех  учеников,

которые различным  причинам  становятся  педагогически  запущенными.  Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным  влияниям,  и  это  чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.

    Исходя  из   этого,   предупреждение   и   преодоление   педагогической

запущенности  школьников является важным направлением в борьбе  с  антиподами нравственности в сознании и поведении школьной молодежи.

    Гуманизм, оптимизм, интенсификация  гармонического  развития  личности, максимальное использование  воспитательных  возможностей  социальной  среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе  с отрицательными  –  все  это  составляет   общую   стратегию   воспитания   и перевоспитания.

    Методика  перевоспитания предполагает создание  и  накопление  социально ценного  жизненного  опыта  путем  включения  трудного  подростка  социально ценную деятельность,  в  систему  ответственных  зависимостей  в  коллективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей и взрослых.

    Деятельность  есть  главный  инструмент  перестройки   духовного   мира

личности, коллектив  – главное  воспитательное  средство  в  руках  педагога.

Лишь с учетом этого оказывается действительный подход в  работе  с  трудными детьми.

    Воспитание  трудных подростков обеспечивается  все системой общественного воспитания в нашей стране. Кроме того, в школе и  семье  предпринимаются  те общие  профилактические  меры,  которые  не   должны   допускать   появления трудновоспитуемых.

    Но  именно школа была  и  остается  основной  социальной  воспитательной

силой, организующей процесс воспитания трудных подростков.

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

          1. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: “Педагогика”, 1972г.

2.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

3. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.




Информация о работе Перевоспитание трудного подростка