Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:14, реферат
Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания.
1.1 Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс
Процесс - последовательное изменение какого-либо предмета, состояния или явления материального мира, в которых выражаются определенные объективные закономерности; последовательность действий для достижения какого-либо результата (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике /В.М.Полонский. - М.:Высш. шк., 2004. - 512с, с. 160).
Педагогический процесс в современной педагогической науке трактуется по-разному:
Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
При определении сущности педагогического процесса необходимо учитывать следующие философские положения: 1) сущность означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей; 2) сущность отражает глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления (Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с., с.215). С учетом этого сущность педагогического процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного) переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. [Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.:Просвщение, 1988. - 479с, с.94]
Педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса.
В структуре педагогического процесса большинство исследователей (Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, В.В.Воронов, И.П. Подласый и др.) выделяют несколько взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно - результативный (аналитико-результативный). Однако в работах современных педагогов эта совокупность дополняется другими составляюшими. Так В.С.Безрукова кроме названных компонентов выделяет отдельно принципы педагогического процесса [Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.- пед.спец. - Екатеринбург: Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования, 1994. 338с.; с. 30].
И.П. Подласый, рассматривая педагогический процесс как систему, выделяет в ее структуре такие компоненты, как педагоги, воспитуемые и условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность. При этом автор считает, что сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты [Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб. заведений. - М. Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.; с. 182].
Общепринятой в современной педагогике является структура педагогического процесса, включающая такие компоненты, как: целевой, содержательный, организационно - деятельностный и результативно - оценочный. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию. Цель педагогического процесса определяет конечный результат педагогического взаимодействия; в задачах конкретизируется общая цель педагогической деятельности; содержание отражает накопленный опыт, который позволяет достигнуть поставленную цель согласно выбранным направлениям; методы и средства служат для передачи и воспроизведения содержания; формы, объединяя остальные компоненты процесса, определяют деятельность участников педагогического процесса.
Целевой компонент включает цели и задачи педагогического процесса.
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогический процесс организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно - исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развитии личности. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.
Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.
Содержание как структурный компонент
целостного педагогического процесса
определяется целями и задачами, стоящими
перед образовательным учреждением,
особенностями и функциями данного процесса,
а также функциями этого компонента
педагогического процесса, согласно которым он должен выполнять роль предмета
познавательной деятельности обучаемых,
средства их практической деятельности
и средства управления их развитием.
Взаимодействие педагогического и ученического
коллективов в отношении изменения содержания
учебно-воспитательного процесса
регулируется на основе государственных
образовательных стандартов, включающих
федеральный, региональный и местный компоненты,
а также уставом
Цель, задачи и содержание педагогического процесса реализуются через взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями), которое включает взаимосвязанную деятельность педагогов и воспитанников (преподавание и учение). Это взаимодействие своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Организационно - деятельностный компонент характеризует методы, средства, формы организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.
Рассматривая педагогическую деятельность как процесс решения задач, необходимо отчетливо представлять способы воздействия, взаимодействия и развития управляющей системы на управляемую, т.е. методы. Метод педагогической деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно - материальной базы [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана - Ераф, 2005. - 368с., с. 65].
Классификация общих методов осуществления целостного педагогического процесса, представленная в работах современных педагогов, включает: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля эффективности педагогического процесса (Сластенин В.А.).
Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и обучаемыми, каковы возможные пути их оптимального сочетания. Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Организационно - деятельностный компонент включает также характеристику средств педагогического взаимодействия. В научной литературе средство определяется как «1) прием, способ действий для достижения чего - нибудь» [Словарь современного русского литературного языка: В 20 т.\ AН СССР, Ин-т рус. яз. - 2-е изд. - М.:Рус. Яз., 1992.].
К средствам педагогического взаимодействия относятся как капитальные, обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения, так и средства текущего применения (учебные пособия учебники, специальная литература, аудиовизуальные материалы, технические средства информации и контроля, мультимедийные обучающие программы и пр.), а также различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению педагогических задач (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, общение).
Организационная форма педагогической деятельности — это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, а также методами, средствами и видами деятельности. С.И. Архангельский подчеркивает, что «форма в учебном процессе - это не только выражение порядка организационной и методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание» [Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974. - 384 с., с.69]. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 1005. 368с., с. 65].
Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности образовательного процесса определяют особенности использования форм и методов профессионального обучения и воспитания. Наряду с формами коллективной и групповой работы серьезное внимание уделяется формам индивидуальной работы. Многообразие форм организации педагогического взаимодействия отражает многообразие видов совместной деятельности педагогов и обучаемых: учебной, исследовательской, общественно-полезной, эстетической, спортивной и др.
Результативно-оценочный компонент характеризует результат педагогического процесса, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели. Данный компонент обеспечивает получение информации об эффективности реализуемого процесса и позволяет вносить в него своевременные коррективы для исправления выявленных недостатков.
Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и педагогическое взаимодействие продолжается.
Реализация в совокупности и логической последовательности выделенных компонентов педагогического процесса обеспечивает эффективность его осуществления и достижение его цели.
Педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными - методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368с., с. 65].
В педагогическом
процессе важна не только сама
цель, но и то, как она определяется,
вырабатывается, т.е. как осуществляется
целеполагающая деятельность
Цель становится движущей силой педагогического процесса, если она значима для всех субъектов этого процесса, присвоена ими. Это достигается в результате педагогически организованного целеполагания. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и обучаемых, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируются позиции педагогов и обучаемых, которые проявляются в дальнейшем при осуществлении педагогического процесса.
В педагогике целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: обоснование и выдвижение, определение пулей их достижения, проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание представляет собой непрерывный процесс. Несовпадение поставленной цели и реально достигнутого результата требует переосмысления осуществленной деятельности и поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.
Успешность целеполагания обеспечивается выполнением определенных требований: 1) диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей субъектов и условий педагогического процесса; 2) реальность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной педагогической ситуации, соотнесение желаемой цели, проектируемых результатов с реальными условиями); 3) преемственность (осуществление связей между всеми целями и задачами в педагогическом процессе - частными и общими, индивидуальными и групповыми и др.; выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности); 4) направленность на результат (возможность измерения результатов достижения цели, если задачи педагогической деятельности четко определены) [Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - И.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160с., с.72].
Информация о работе Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс