Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс.docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

     1.1 Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс

 

     Процесс - последовательное изменение какого-либо предмета, состояния или   явления материального мира, в которых выражаются определенные объективные     закономерности; последовательность действий для достижения какого-либо          результата (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике /В.М.Полонский. - М.:Высш. шк., 2004. - 512с, с. 160).

  Педагогический процесс в современной педагогической науке трактуется          по-разному:

  • специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников,          направленное на решение развивающих и образовательных задач [Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. Для студентов высш. учеб. заведений. - М., 2002. - с. 138 ];
  • взаимодействие, в котором в соответствии с требованиями самой личности и   общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальными и духовными опытом, ценностями и отношениями (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы. Педагогический словарь. - М.:        «Академия», 2000, с. 126);
  • специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников,               направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к             преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников [Смирнов В.И.    Общая педагогика в тезисах, дефиницях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое     общество России, 1999. - 416с, с.333-328].

     Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

     При определении сущности педагогического процесса необходимо учитывать следующие философские положения: 1) сущность означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей; 2) сущность отражает         глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и         тенденции   развития данного явления (Философский энциклопедический словарь / Гл.   редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов.       энциклопедия, 1983. - 840 с., с.215). С учетом этого сущность педагогического    процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного) переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение  в результатах дальнейшего поведения и деятельности.     [Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.:Просвщение, 1988. - 479с, с.94]

     Педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами       педагогического процесса.

     В структуре педагогического процесса большинство исследователей (Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, В.В.Воронов, И.П. Подласый и др.) выделяют    несколько взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный,                      организационно - деятельностный, оценочно - результативный                              (аналитико-результативный). Однако в работах современных педагогов эта            совокупность дополняется другими составляюшими. Так В.С.Безрукова кроме названных компонентов выделяет отдельно   принципы педагогического процесса [Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.- пед.спец. -          Екатеринбург: Екатеринбург, обл. ин-т         развития регионального образования, 1994. 338с.; с. 30].

     И.П. Подласый, рассматривая педагогический процесс как систему, выделяет  в ее   структуре такие компоненты, как педагоги, воспитуемые и условия, в которых               осуществляется педагогическая деятельность. При этом автор считает, что сам                   педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы        взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты [Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для          студентов высших пед.учеб. заведений. - М. Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.; с. 182].

Общепринятой в современной педагогике является структура педагогического процесса, включающая такие компоненты, как: целевой, содержательный, организационно -           деятельностный и результативно - оценочный. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию. Цель педагогического процесса определяет конечный результат педагогического взаимодействия; в задачах конкретизируется общая цель педагогической             деятельности; содержание отражает накопленный опыт, который позволяет достигнуть   поставленную цель согласно выбранным направлениям; методы и средства служат для    передачи и воспроизведения содержания; формы, объединяя остальные компоненты     процесса,          определяют деятельность участников педагогического процесса.

     Целевой компонент включает цели и задачи педагогического процесса.

     Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель   понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат       обучения и воспитания. Педагогический процесс организуется с ориентацией на цель                 образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно - исторический характер. В   современных условиях целью обучения и воспитания является создание       условий для разностороннего и гармоничного развитии личности. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в   явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.

     Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.

     Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса       определяется целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением,         особенностями и функциями данного процесса, а также функциями этого компонента     педагогического процесса, согласно которым он должен выполнять роль предмета            познавательной деятельности обучаемых, средства их практической деятельности и     средства управления их развитием. Взаимодействие педагогического и ученического     коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса         регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих       федеральный, региональный и местный компоненты, а также уставом                                  общеобразовательного учреждения.

     Цель, задачи и содержание педагогического процесса реализуются через                    взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями), которое включает взаимосвязанную деятельность педагогов и воспитанников (преподавание и    учение). Это взаимодействие своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием     разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса,        протекающего в любой педагогической системе.

     Организационно - деятельностный компонент характеризует методы, средства, формы организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

     Рассматривая педагогическую деятельность как процесс решения задач, необходимо   отчетливо представлять способы воздействия, взаимодействия и развития управляющей системы на управляемую, т.е. методы. Метод педагогической деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно - материальной базы [Общая и                      профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана - Ераф, 2005. - 368с., с. 65].

     Классификация общих методов осуществления целостного педагогического процесса, представленная в работах современных педагогов, включает: методы формирования      сознания; методы организации деятельности и формирования опыта общественного         поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы      контроля эффективности педагогического процесса (Сластенин В.А.).

     Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того,       насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся           отношениям между педагогами и обучаемыми, каковы возможные пути их оптимального сочетания. Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и             самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации,        проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

     Организационно - деятельностный компонент включает также характеристику средств педагогического взаимодействия. В научной литературе средство определяется как «1)   прием, способ действий для достижения чего - нибудь» [Словарь современного русского       литературного языка: В 20 т.\  AН СССР, Ин-т рус. яз. - 2-е изд. - М.:Рус. Яз., 1992.].

     К средствам педагогического взаимодействия относятся как капитальные,                  обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения, так и средства текущего применения (учебные пособия учебники, специальная литература,                       аудиовизуальные материалы, технические средства информации и контроля,                  мультимедийные обучающие программы и пр.), а также различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению педагогических задач (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, общение).

     Организационная форма педагогической деятельности — это специальная          конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, а также методами, средствами и видами деятельности. С.И. Архангельский подчеркивает, что «форма в учебном процессе - это не только выражение порядка организационной и   методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая                 содержание» [Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974. - 384 с., с.69]. По признаку связи педагогов и воспитанников            организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 1005.   368с., с. 65].

     Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности    образовательного процесса определяют особенности использования форм и методов      профессионального обучения и воспитания. Наряду с формами коллективной и групповой работы серьезное внимание уделяется формам индивидуальной работы. Многообразие форм организации педагогического взаимодействия отражает многообразие видов           совместной деятельности педагогов и обучаемых: учебной, исследовательской,             общественно-полезной, эстетической, спортивной и др.

     Результативно-оценочный компонент характеризует результат педагогического         процесса, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели. Данный компонент обеспечивает получение информации об эффективности реализуемого процесса и позволяет вносить в него своевременные коррективы для исправления             выявленных недостатков.

     Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с     поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и        педагогическое взаимодействие продолжается.

Реализация в совокупности и логической последовательности выделенных компонентов педагогического процесса обеспечивает эффективность его осуществления и достижение его цели.

     Педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно     стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и              содержание образования, а наиболее подвижными - методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим     процессом [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов        педагогических вузов /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368с., с. 65].

     В педагогическом  процессе важна не только сама  цель, но и то, как она определяется, вырабатывается, т.е. как осуществляется  целеполагающая деятельность педагога.

     Цель становится движущей силой педагогического процесса, если она значима для всех субъектов этого процесса, присвоена ими. Это достигается в результате педагогически     организованного целеполагания. От того, как осуществляется целеполагание, зависит       характер совместной деятельности педагогов и обучаемых, тип их взаимодействия           (сотрудничество или подавление), формируются позиции педагогов и обучаемых, которые проявляются в дальнейшем при осуществлении педагогического процесса.

     В педагогике целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование,         которое включает в себя: обоснование и выдвижение, определение пулей их достижения, проектирование ожидаемого результата.

     Целеполагание представляет собой непрерывный процесс. Несовпадение поставленной цели и реально достигнутого результата требует переосмысления осуществленной        деятельности и поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив      педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

     Успешность целеполагания обеспечивается выполнением определенных требований: 1) диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей субъектов и условий педагогического процесса; 2) реальность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной            педагогической ситуации, соотнесение желаемой цели, проектируемых результатов с       реальными условиями); 3) преемственность (осуществление связей между всеми целями и задачами в педагогическом процессе - частными и общими, индивидуальными и             групповыми и др.; выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической    деятельности); 4) направленность на результат (возможность измерения результатов       достижения цели, если задачи педагогической деятельности четко определены) [Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - И.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160с., с.72].

Информация о работе Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс