Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс.docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

     В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной       деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся,   направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их    воспитание и развитие (В.С.Безрукова).

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам       передачи и приобретения знаний и умений, включают словесные (рассказ,           объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.);           наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов,                    наблюдения и др.); практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).

В зависимости от основных дидактических  задач, реализуемых на данном этапе  обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и      умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся, выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.

Комплексный подход к характеристике и классификации методов обучения    реализован в подразделении методов на три основные группы: 1) методы               организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности       учащихся.

Каждая из этих групп методов  включает подгруппы и отдельные  методы, которые являются инструментом процесса обучения.

Группа методов организации  и осуществления учебно-познавательной и        учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно в          репродуктивном или продуктивном направлениях.

     Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности включают методы мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, а также методы стимулирования интереса к учебе.

     Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений учащихся.

     Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, репродуктивные и проблемно-поисковые методы реализуются при помощи слова, наглядности, практической деятельности. В свою очередь, система словесных,      наглядных и практических методов применяется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют и названия методов: проблемное              изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые самостоятельные работы,                    самостоятельные наблюдения и т.д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.

     В современной педагогике различают формы обучения и формы организации обучения. Формы обучения - это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогрупнах, отдельных учащихся между собой и с                преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая,                    индивидуальная, парная).

     Под «формой организации обучения» ученые понимают вид занятия,               «исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава              участников, наличие определенного режима проведения».

     Анализ этих и других определений позволяет выделить следующие основные признаки формы организации обучения: пространственно-временная                      определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав учащихся и учащих); последовательность этапов работы или структура занятия; степень         самостоятельности учащихся; дидактическая цель занятия.

     Формы организации обучения способствуют реализации обучающей,               развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса. Наряду с этим, они выполняют и специфические функции: интегративную, коммуникативную и управленческую.

     Суть интегративной функции состоит в том, что благодаря форме организации обучения цели, содержание, методы и средства обучения обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная, целостная единица взаимодействия педагога и учащихся.

     Организация общения в учебном процессе - это вторая специфическая функция формы органики щи обучения, от которой прежде всего зависит степень активности и характер общения учащихся с педагогом и друг с другом.

     Третьей существенной функцией формы организации обучения является     управленческая, означающая, что она может рассматриваться как средство      управления обучением, воспитанием и развитием учащегося и одновременно в     качестве средства подготовки учащихся к управленческой деятельности. Эта    функция обусловлена тем, что форма синтезирует наряду с содержанием,           представленным в учебниках, еще и те знания, носителем которых является          динамичная социокультурная среда.

Существуют различные классификации форм организации обучения,                   отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число учащихся,          дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, место учебы,    продолжительность занятий.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Подготовка будущих автомехаников как педагогический процесс