Подростковый алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:43, реферат

Описание работы

Так как данная проблема очень остро стоит в последнее время, в связи с открытым доступом к спиртным и слабоалкогольным напиткам. Борьба с алкоголизмом — крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, психиатры и психологи  пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков:

  1. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.
  2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится 1–2 месяца.
  3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3–4 месяца.
  4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4–12 месяцев.
  5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1,5 лет.
  6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3–5 лет употребления алкоголя.
  7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние.

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к  алкоголю указывают на растущее психологическое  напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами — таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков.

II. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте — это разносторонняя деятельность, препятствующая распространению нелегальных наркотиков в обществе.

Профилактика  алкоголизма среди учащихся предусматривает снижение спроса на алкоголь у данной категории населения.

Проблемы профилактики алкоголизма рассматриваются в  медицинском, психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах. Специалисты-медики выделяют шесть основных подходов к профилактике алкоголизма и наркомании в мире:

    • подход, основанный на распространении информации об алкоголе;
    • подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении;
    • подход, основанный на влиянии социальных факторов;
    • подход, основанный на формировании жизненных навыков;
    • подход, основанный на развитии альтернативной употреблению алкоголю деятельности;
    • подход, основанный на укреплении здоровья.

Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.
  2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.
  3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.
  4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу.

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять  на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Первичная профилактика.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом является общая популяция детей, подростков и молодых людей, нуждающихся в помощи и решении данной проблемы. Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:

  1. Информация, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
  2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
  3. Развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.
  4. Развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению алкоголизации.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

  • внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей;
  • выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
  • работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
  • работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить  первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными  программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано  характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида — как фактор риска алкоголизма.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Вторичная профилактика осуществляется с применением различных стратегий:

  1. Формирование мотивации на изменение поведения.
  2. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
  3. Формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

  • работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);
  • работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.);
  • работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и  алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Задачи третичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

  • формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;
  • развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;
  • формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Таким образом, для наибольшей эффективности  профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Основной акцент работы социального  педагога со школьниками подросткового возраста — это работа с группой через различные направления деятельности

Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

Информация о работе Подростковый алкоголизм