Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»
Утверждаю
Зав. кафедрой
д-р социол. наук, проф.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА (НА ПРИМЕРЕ МОУ «ЗАБАЛУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ИНЗЕНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Автор дипломной работы
Обозначение дипломной работы ДР-02069964-040101.65- -13
Специальность 040101.65 социальная работа
Руководитель работы
канд. социол. наук, доц.
Нормоконтролер
Рецензент
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»
Утверждаю
Зав. кафедрой
д-р социол. наук, проф.
Задание на дипломную работу
Студентка Родькина Елена Евгеньевна
1 Тема Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
Утверждена по МордГу №
2 Срок представления работы к защите
3 Исходные данные для дипломной работы учебно-методические пособия, периодические издания, отчеты о работе МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.
4 Содержание дипломной работы
4.1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
4.2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
5 Расчетно-графическая часть 5 рисунков, 5 таблиц
6 Приложения А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И
Руководитель работы
канд. социол. наук, доц.__________________________
Задание принял к исполнению ______________________
Реферат
Дипломная работа содержит 86 страниц, 5 рисунков, 5 таблиц, 53 использованных источника, 9 приложений. Завышен объем. Если объем 86 стр., то и источников должно быть примерно столько же.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ШКОЛА, ПРОФИЛАКТИКА, ПОДРОСТКИ, АЛКОГОЛИЗМ. По алфавиту
Объект исследования — подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях в современной России.
Цель работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Методы исследования: общенаучные – изучение научной и учебной литературы, анализ; частнонаучные - методы сбора информации: анализ документов, анализ статистических данных, анкетирование; методы обработки данных – математические методы, сравнение, типологизация.
В результате исследования изучен опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области и разработаны практические рекомендации по ее совершенствованию.
Степень внедрения - частичная
Область применения – в учебном процессе, в практике социальной работы, в деятельности образовательных учреждений
Эффективность - повышение профессиональной грамотности студентов?
Содержание
Введение |
7 |
1 Теоретико-методологические
основы социальной работы в
образовательных учреждениях |
13 |
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия |
13 |
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма |
24 |
2 Исследование отечественного
опыта социальной работы в
образовательных учреждениях |
37 |
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
37 |
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
51 |
Заключение |
63 |
Список использованных источников |
67 |
Приложение А (справочное) Личная карта учащегося МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
72 |
Приложение Б (справочное) Матрица определения обобщенного показателя социально-педагогического благополучия учащегося МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
73 |
Приложение В (справочное) Комплексный план мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди обучающихся МОУ «Забалуйская СОШ» на 2011-2012 учебный год |
75 |
Приложение Г (справочное) План мероприятий по месячнику «За здоровый образ жизни» МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
77 |
Приложение Д (справочное) План работы Совета отцов МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области на 2012-2013 учебный год |
78 |
Приложение Е (справочное) Состав Совета профилактики правонарушений МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области |
79 |
Приложение Ж (справочное) План работы Совета профилактики МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области на 2012 – 2013 учебный год |
80 |
Приложение З (обязательное) Программа социологического исследования на тему «Отношение подростков, обучающихся в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя» |
81 |
Приложение И (обязательное) Анкета на тему «Отношение подростков, обучающихся в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя» |
84 |
Введение
Проблема исследования. Проблема совершенствования социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области).
Актуальность проблемы исследования. Проблема алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. Алкоголь фактически вошел в жизнь нашего общества, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, а также решения личных проблем.
Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Все больше и больше подростков в современном обществе употребляют спиртные напитки. Причин этому может быть довольно много: проблемы в семье или в школе, желание выделиться в компании сверстников, поиск новых впечатлений или тяга к запретному. Реклама и кино также подталкивают подростков к употреблению алкоголя, зачастую даже не задумываясь об этом.
Система образования обладает значительным потенциалом превентивной и социально-реабилитационной работы. Школа является одним из основных социальных институтов, способных активно противостоять распространению употребления и алкоголя среди школьников.
Одним из важнейших
механизмов решения проблемы роста
подросткового алкоголизма
Для определения действенности и результативности социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма требуется комплексный анализ проблем, форм и методов ее организации в системе образования, а также выработка перспективных путей совершенствования данной деятельности. Эти обстоятельства делают актуальной тему дипломной работы, как для решения проблемы подросткового алкоголизма, так и для развития социальной работы, в первую очередь, в системе образования.
В связи с этим для нас представляет интерес организация социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.
Степень изученности проблемы в трудах исследователей. Проблема подросткового алкоголизма, его профилактика в системе образования, а также организация деятельности основных учреждений, образующих ее, - предмет изучения многих современных наук, среди которых социальная работа, социология, психология, педагогика, философия, право, медицина и т. д.
Теоретические аспекты изучения проблемы ранней алкоголизации подростков и его последствия подробно раскрыты в работах В. И. Алипова [1], С. А. Игумнова [18], С. Климовой [19], И. В. Ярославцева [53] и др. Этими специалистами выявлено, что главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении алкоголя - возрастные особенности, неблагоприятная макросоциальная ситуация.
Социально-педагогические, социально-психологические, социальные проблемы формирования, становления, развития личности подростков отражены в работах Т. В. Андреевой [2], Г. Г. Заиграева [17], В. Г. Степанова [46] и др.
Проблему алкоголизма с точки зрения его влияния на формирование личности подростков анализируют в работах Е. В. Борисов [7], В. Т. Кондрашенко [20], Н. Я. Копыт [23], Е. М. Мастюковой [25], А. А. Примаченок [39], В. Н. Ягодинского [52] и др.
Организация социальной
работы в общеобразовательных
Одним из результативных и полных исследований в области социальной работы в образовательных учреждениях являются работы В. Н. Гурова, опирающиеся на достижения отечественной и зарубежной теории и практики социальной работы в этой сфере [13]. В. Н. Гуров систематизирует основные направления социальной работы в сфере школьного образования, дает им подробную характеристику, а также уделяет большое внимание социально-педагогической подготовке специалистов [14].
Основными научными трудами по проблеме организации профилактики подросткового алкоголизма в образовательных учреждениях являются работы Л. Н. Анисимова [3], А. Бруднова [9], А.В. Давыдова [16], В. Н. Наумчика [27], Н. А. Сирота [43] и др.
Перспективные, инновационные направления деятельности образовательных учреждений по профилактике подросткового алкоголизма и семей больных алкоголизмом рассматриваются в работах Н. Ф. Басова [5], М.П. Гурьяновой [15], В. Д. Москаленко [26], А. Прутченкова [41], Б. Е. Спансера [45] и др. Нужно добавить работы Павленка П.Д., например, по социальной работе в различных сферах жизнедеятельности.
Однако следует отметить, что в настоящее время наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в общеобразовательных учреждениях. На наш взгляд, недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в общеобразовательных учреждениях.