Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 19:53, контрольная работа
Цель моей контрольной работы: изучить полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить значение полоролевого воспитания.
Выявить цель и задачи полоролевого воспитания детей в ДОУ.
Раскрыть содержание, принципы и технологии полоролевого воспитания детей в ДОУ
Определить значение полоролевого воспитания в семье.
Введение …………………………………………………………………….1 стр.
1. Определение понятий и значение полоролевого воспитания………………………………………………………...5 стр.
2. Полоролевое вопитание детей в ДОУ………………………….6 стр.
2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7 стр.
2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.
3. Полоролевое воспитание дошкольников в семье…………………13 стр.
Заключение………………………………………………………………….21 стр.
Библиография………………………………………………………….……22 стр.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….1 стр.
2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7 стр.
2.3. Технология полоролевого
воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………
3. Полоролевое воспитание дошкольников в семье…………………13 стр.
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальной
задачей современной системы образования
является воспитание поколения людей
с адекватным восприятием смысла собственного
и противоположного пола.
Социальные изменения, происходящие в
обществе в последние десятилетия, меняют
стереотип женского и мужского поведения,
привычные представления о характере
женского и мужского начала. Мужское и
женское начало имеет различную психофизиологическую
природу, но особое влияние на становление
и развитие пола оказывает социальная
среда: семья и система воспитания. Каждая
из этих ветвей, представляя собой социальный
институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании
полоролевой социализации ребёнка.
Важный
фактор становления личности – осознание
себя как представителя определённого
пола и овладение соответствующим ролевым
поведением.
Проблема пола вызывала интерес в обществе
с древних времен и исследовалась историками,
философами, этнографами, физиологами,
медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор,
Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель,
А. Шопенгауэр и др.). В нашей стране как
психолого- педагогическая проблема она
начала изучаться со второй половины XIX
века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П.
Павловым, М.М. Рубинштейном и др.
В начале XX столетия отечественные ученые
(Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали
возможности и особенности полового воспитания
дошкольников. Социальная ситуация в стране
в середине XX в. затормозила развитие вопроса
полового воспитания детей в отечественной
психологии и педагогике, и только в 60-70-е
годы вновь ставится вопрос о воспитании
детей с учетом их половой принадлежности.
Исследования
последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова,
А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко,
Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали,
что половые различия формируются ещё
в раннем детстве.
В исследовании
Т.П. Хризман показано, что у девочек и
мальчиков дошкольного возраста «разная
стратегия мозга», их эмоции имеют разную
генетическую основу. Девочки чаще и ярче
выражают сочувствие человеку, у них выше
сопротивляемость к стрессовым ситуациям,
гибкость в адаптации к новым условиям.
Согласно
Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность
- важнейшие индивидные особенности человека
и учитывать их необходимо начиная с дошкольного
возраста.
Значение процесса половой социализации
правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает,
что не только семья, но и общество сверстников
оказывают существенное влияние на половую
социализацию ребенка, являясь "исключительно
важным агентом половой социализации"
[5, с. 665].
Первичная
половая социализация, т.е. обучение ребенка
поведению, соответствующему полу, начинается
с момента рождения. Уже в три года дети
знают, что девочкам следует себя вести
не так, как мальчикам. От представления
о содержании типичного для пола поведения,
от возникновения предпочтений и интересов,
зависит формирование личности, а именно:
уверенность в себе, определенность установок,
эффективность общения с людьми и благополучие
отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать
и развивать у девочек мягкость, отзывчивость,
нежность, аккуратность, стремление к
красоте, а у мальчиков — смелость, твердость,
решительность, рыцарское отношение к
представительницам противоположного
пола, т.е. предпосылки будущих женственности
или мужественности. Если основы этих
качеств не заложены в дошкольные годы,
а именно этот возраст многие исследователи
определяют начальным этапом половой
социализации, то, став взрослым, человек
плохо справляется со своими социальными
ролями, затрудняется процесс усвоения
культурологических норм, ценностей, стереотипов
полоролевого поведения, принятых в конкретном
обществе [11, с.40].
Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии
с окружающим миром у ребёнка формируется
адекватная полу модель поведения, он
овладевает культурой в сфере взаимоотношения
полов, начинает осознавать роль мужчины
и женщины в обществе.
Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания (М.А.Радзивилова, Н.Ю.Товстик, И.В.Тельнюк, О.И.Иванова и др.). Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию дошкольников в семье.
1. Определение понятий и значение полоролевого воспитания.
Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий и определить значение именно полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).
Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. [10, с.4]
Гендерное воспитание - воспитание ребенка в соответствие с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины. [1, с.3]
Вывод: Значение именно полоролевого воспитания в жизни человека очень велико, так как в результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, а не просто представлениями о роли мужественности и женственности в обществе. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
2. Полоролевое воспитание в ДОУ
2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания
Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Для реализации целевых установок решались следующие задачи.
1. Разработка содержания процесса полоролевого воспитания детей 3-7 лет на основе гуманистических традиций народной педагогики.
2. Организация социокультурной пространственно-предметной среды, выступающей пространством интеграции культуро-сообразиых предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности
3. Создание полоразвивающих
технологий, представленных интеграцией
средств (народная игра, сказка, пословицы,
поговорки, материнский фольклор); методов
— познавательно-развивающих (проблемные
ситуации, игровое моделирование, прогнозирование
ситуаций и др.), диалогово-рефлексивных
(игровые диалоги, диалоги персонажей,
диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики-девочки
и др.), театрально-игровых (имитационные,
сюжетно ролевые игры, игры-драматизации
и др.), двигательно-образных (подвижные,
символические игры, игры-состязания,
модели, схемы и др.); форм организации
деятельности (игровая, интеллектуально-
4. Разработка модели управления процессом полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. [15, с. 4]
2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Основные принципы построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:
• принцип дифференциации,
предусматривающий отбор
• принцип целостности в воспитании полоролевого поведения, означающий целостность воспитательных влияний. Например, беседа воспитательницы с детьми о лучших качествах женщины, прерывающаяся грубыми окриками, способствует формированию цинизма, агрессивности и духовной нечистоплотности. Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте полоролевого поведения ребенка его отношение к мужскому (женскому) миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принцип целостности актуализирует необходимость понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания;
• принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;
• принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа, культурный уровень конкретного ребенка, формирование культуры взаимоотношений полов, полоролевой культуры;
• принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
• полоролевой толерантности, т.е. функционирования воспитательной системы на основе плюрализма мнений, идей и подходов в условиях непредвзятого отношения к представителям другого пола, недопустимости априорного приписывания человеку недостатков другого пола;
• единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (образовательно-воспитательной -педагоги, психологи и семейной - родители, прародители, братья, сестры) и внутренней (детского сообщества -одновозрастного, разновозрастного, разнополового);
• самореализации личности мальчика (девочки) — признание разносторонности, многогранности маскулинных и феминных качеств, разнообразия программ полоролевого поведения в зависимости от ситуаций, создание условий для общего развития и совершенствования образа «Я» мальчика (девочки) в процессе реальной жизнедеятельности, самореализации своей уникальности посредством оптимального взаимодействия во всех сферах жизни.[15, с. 5]
Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции. Соответственно этому содержание полоролевого воспитания включает следующие базовые компоненты.
Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):
■ культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;
■ гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;
Информация о работе Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье