Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы: изучить полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить значение полоролевого воспитания.
Выявить цель и задачи полоролевого воспитания детей в ДОУ.
Раскрыть содержание, принципы и технологии полоролевого воспитания детей в ДОУ
Определить значение полоролевого воспитания в семье.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….1 стр.
1. Определение понятий и значение полоролевого воспитания………………………………………………………...5 стр.
2. Полоролевое вопитание детей в ДОУ………………………….6 стр.
2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7 стр.
2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.
3. Полоролевое воспитание дошкольников в семье…………………13 стр.
Заключение………………………………………………………………….21 стр.
Библиография………………………………………………………….……22 стр.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

       

Введение …………………………………………………………………….1 стр.

1. Определение понятий и значение полоролевого воспитания………………………………………………………...5 стр.

2. Полоролевое вопитание детей в ДОУ………………………….6 стр.

 2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр. 

2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7 стр.

2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.

 

3. Полоролевое воспитание дошкольников в семье…………………13 стр.

 

Заключение………………………………………………………………….21 стр.

Библиография………………………………………………………….……22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
           Актуальной задачей современной системы образования является воспитание  поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. 
             Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.  
          Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением.

                Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.). В нашей стране как психолого- педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др. 
В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности. 
          Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве. 
           В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. 
            Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

            Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" [5, с. 665]. 
           Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе [11, с.40]. 
             Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии с окружающим миром у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.

             Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания (М.А.Радзивилова, Н.Ю.Товстик, И.В.Тельнюк, О.И.Иванова и др.). Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию дошкольников в семье.

Цель моей контрольной работы: изучить полоролевое  воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить значение полоролевого воспитания.
  2. Выявить цель и задачи  полоролевого воспитания детей в ДОУ.
  3. Раскрыть содержание,  принципы и технологии полоролевого воспитания детей в ДОУ
  4. Определить значение полоролевого воспитания в семье.

 

 

 

 1. Определение понятий и значение полоролевого воспитания.

        Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий и определить значение именно полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

           Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

           Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

           Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. [10, с.4]

            Гендерное воспитание - воспитание ребенка в соответствие с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины. [1, с.3]

                 Вывод: Значение именно полоролевого воспитания в жизни человека очень велико, так как в результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, а не просто представлениями о роли мужественности и женственности в обществе. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

2. Полоролевое воспитание в ДОУ

2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания

             Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

              Для реализации целевых установок решались следующие задачи.

1. Разработка содержания  процесса полоролевого воспитания детей 3-7 лет на основе гуманистических традиций народной педагогики.

2. Организация социокультурной  пространственно-предметной среды, выступающей пространством интеграции культуро-сообразиых предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности

3. Создание полоразвивающих технологий, представленных интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов — познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуаций и др.), диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики-девочки и др.), театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации и др.),  двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы и др.); форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная и др.)

4. Разработка модели управления  процессом полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. [15, с. 4]

 

2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

               Основные принципы построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

• принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, с учетом половозрастных, индивидуально-типологических особенностей участников воспитательного процесса, во-вторых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания;

• принцип целостности  в воспитании полоролевого поведения, означающий целостность воспитательных влияний. Например, беседа воспитательницы с детьми о лучших качествах женщины, прерывающаяся грубыми окриками, способствует формированию цинизма, агрессивности и духовной нечистоплотности. Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте полоролевого поведения ребенка его отношение к мужскому (женскому) миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принцип целостности актуализирует необходимость понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания;

• принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;

• принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа, культурный уровень конкретного ребенка, формирование культуры взаимоотношений полов, полоролевой культуры;

• принцип  интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

• полоролевой толерантности, т.е. функционирования воспитательной системы на основе плюрализма мнений, идей и подходов в условиях непредвзятого отношения к представителям другого пола, недопустимости априорного приписывания человеку недостатков другого пола;

• единства внешней и  внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (образовательно-воспитательной -педагоги, психологи и семейной - родители, прародители, братья, сестры) и внутренней (детского сообщества -одновозрастного, разновозрастного, разнополового);

• самореализации личности мальчика (девочки) — признание разносторонности, многогранности маскулинных и феминных качеств, разнообразия программ полоролевого поведения в зависимости от ситуаций, создание условий для общего развития и совершенствования образа «Я» мальчика (девочки) в процессе реальной жизнедеятельности, самореализации своей уникальности посредством оптимального взаимодействия во всех сферах жизни.[15, с. 5]

             Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции. Соответственно этому содержание полоролевого воспитания включает следующие базовые компоненты.

               Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):

■ культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных  способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;

■ гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;

Информация о работе Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ и семье