Помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Современная уголовная политика российского государства, направленная на предупреждение и противодействие преступности, предусматривает дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, используя как меры государственного принуждения (наказание), так и отказ от его применения в предусмотренных законом случаях (освобождение от уголовной ответственности, смягчение наказания).

Содержание работы

Введение
1. Нормативно-правовые акты
2. Помилование
3. Пример помилования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

право.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..…………....4

1. Нормативно-правовые акты…………………………………………………………….5

2. Помилование………………………………………………………..………...……..…...6

3. Пример помилования………………………..……………………………………….....11

Заключение………………………………………………………………………………...12

Список использованных источников…………………………………………...………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная уголовная  политика российского государства, направленная на предупреждение и противодействие  преступности, предусматривает дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, используя как меры государственного принуждения (наказание), так и отказ от его применения в предусмотренных законом случаях (освобождение от уголовной ответственности, смягчение наказания).

В системе существующих в российском законодательстве различных  видов освобождения от уголовной  ответственности и смягчения  положения лиц, совершивших преступление, значится помилование.

Помилование, являясь  актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применения институтов помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Помилованию посвящено небольшое количество статей в нормативно-правовых актах, которые не способны восполнить пробелы законодательства в отношении применения названных институтов. Осуществление права помилования законодательно не урегулировано. Специального  нормативного акта об помиловании не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно-правовые акты.

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.//«Российская газета» от 25.12.1993 г. № 237.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ, 13.01.1997 г., № 2.
  3. Уголовный Кодекс РФ. 1996г. Официальный текст по состоянию на 21.03.2005 - М., 2005.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24.12.2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ, 13.01.1997 г., № 2, ст. 198.
  7. Распоряжение Президента РФ от 18.08.1997 № 327-рп «О назначении официального представителя Президента РФ при рассмотрении ГД ФС РФ проектов постановлений ГД ФС РФ "Об объявлении амнистии" и "О порядке применения постановления ГД ФС РФ "Об объявлении амнистии" // СЗ РФ от 25.08.1997 г. №34 ст. 3967.
  8. Указ Президента РФ от 28.12.2001 г. № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ" // СЗ РФ от 31.12.2001 г. № 53 (Часть II) ст. 5149.
  9. Постановление ГД ФС РФ от 20.04.2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов» // СЗ РФ от 25.04.2005 г. № 17 ст. 1518.
  10. Постановление ГД ФС РФ от 20.04.2005 г. № 1764-IV ГД «О порядке применения постановления ГД ФС РФ «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов» // СЗ РФ от 25.04.2005 г. № 17 ст. 1521.

 

 

 

 

 

 

ПОМИЛОВАНИЕ.

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость.

Помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Акт помилования не носит  нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Проблема помилования носит междисциплинарный характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой, процессуальный и уголовно-исполнительный аспекты. Основные положения о применении помилования закреплены в Конституции РФ. В упомянутом выше п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ каждому лицу, осужденному за совершение преступления, предоставляется право просить о помиловании. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации».

Акт помилования не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является его корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного. Помилование применяется к лицу осужденному за совершение преступления, и представляет собой специфический вид освобождения этого лица от отбывания назначенного ему уголовного наказания.

Основание применения помилования  складывается из нескольких формально-юридических  и фактических (материальных) условий.

Фактические (материальные) условия освобождения не зависят ни от категории совершенного преступления, ни от вида примененного наказания. Помилование применяется и клипам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и к приговоренным к смертной казни. Последним смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

Согласно п. 12 упомянутого  Положения при рассмотрении ходатайства  о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК актом  помилования:

  • осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или;
  • заменено более мягким видом наказания;
  • с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Законодатель и в данном случае, как и в ст. 84, и в ряде других статей УК, не определяет судьбу дополнительного наказания, по умолчанию привязывая его к основному, что является неправильным, снижающим эффективность института дополнительных наказаний и правосудия в целом.

При сокращении срока наказания  Президент РФ не связан никакими формальными  ограничениями. При осуществлении же замены целесообразно соблюдать правила замены неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 80 УК). Вопрос о снятии судимости решается только в отношении лиц, отбывших наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания досрочно.

Положением «О порядке  рассмотрения ходатайств о помиловании  в Российской Федерации» определена многоуровневая процедура подготовки и принятия решения о помиловании, которая направлена на обеспечение  обоснованного и целесообразного  решения в каждом конкретном случае.

Согласно Конституции  РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ. Помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования не имеет нормативно- правового характера. В соответствии со ст. 85 УК помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь следующие правовые последствия:

  • лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в  порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы  или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 У И К). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

При обращении лица, осужденного  к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора  суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК). Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о  помиловании в письменной форме. Администрация органа или учреждения, исполняющего наказание (а в отношении  осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрация следственного изолятора), регистрирует ходатайство и не позднее чем через 20 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) со дня подачи направляет его в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ вместе с другими документами (копией приговора, справкой об отбытом сроке наказания, справкой о состоянии здоровья, характеристикой и др.). Территориальный орган Минюста России не позднее чем через семь дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через пять дней) со дня получения материалов представляет ходатайство в комиссию, которая, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного главе администрации субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Ходатайство о помиловании  в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие  ходатайства о помиловании, при  необходимости могут запрашивать  дополнительные документы из исправительных либо любых других учреждений.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением  по вопросам помилования Администрации  Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом РФ решения о помиловании  лица издается указ, который в течение двух дней направляется для исполнения главе администрации субъекта РФ, в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства  осужденный уведомляется письменно  главой администрации субъекта РФ либо по его поручению председателем  комиссии по помилованию. Повторная  подача ходатайства и его рассмотрение допускаются не ранее чем через  год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

 

 

 

 

3. ПРИМЕР ПОМИЛОВАНИЯ.

Помилование экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, осужденной на семь лет за превышение полномочий.

11 октября 2011 года Печерским  судом был вынесен приговор Юлии Тимошенко за превышение полномочий при заключении газовых контрактов с РФ о поставках газа. Юлия Тимошенко лишена свободы сроком на семь лет, плюс еще три года она не сможет занимать высокие руководящие должности, плюс должна заплатить космическую сумму — 1,516 млрд. грн. причиненных убытков НАК «Нафтогаз Украины», да еще и 2,5 тыс. — в пользу Киевского НИИ судебных экспертиз.

Комиссия при Президенте Украины по вопросам помилования, 25 апреля 2013года, рассмотрело обращение относительно освобождения осужденной экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Об этом УНИАН сообщил один из членов комиссии, который пожелал остаться неназванным.

По его словам, непосредственно будут рассмотрены ответы специалистов из различных институтов Украины относительно правовых аспектов дела Тимошенко.

Как известно, 18 апреля 2013 года народные депутаты Александра Кужель, Мария Матиос, Людмила Денисова, Ирина Луценко и Лилия Гриневич передали президенту Украины Виктору Януковичу просьбу о помиловании экс-премьера Юлии Тимошенко, которую подписали более 20 женщин-депутатов. Янукович в тот же день принял ее ко вниманию.

Информация о работе Помилование