Понятие целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного педагогического процесса.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Харьковский национальный университет

им. В.Н. Каразина

 

 

 

 

Понятие целостного педагогического процесса

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Биологического  факультета

Группы  Б-151

Солдатова Маргарита Валериевна

 

 

 

Харьков

2013

 

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым.  По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного педагогического процесса.

В разных учебных пособиях даются разные определения целостного педагогического процесса.

И.П. Подласый определил пед.пр. как процесс, в котором социальный опыт переплетается в качество личности.

Ю.К. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы.

Педагогический  процесс является целостным процессом

Педагогический  процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи  воспитания и обучения, характеризующийся  совместной деятельностью, сотрудничеством  и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых. Это довольно абстрактное представление вполне реальных явлений позволяет узнать структуру, связи частей и законы функционирования учебно-воспитательной деятельности педагогов в реальных учебных учреждениях и, изучив их, совершенствовать, проектировать, управлять педагогическим процессом, делать образование более эффективным. В жизни этот процесс чаще называют учебно-воспитательным, имея в виду совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический, учебно-воспитательный процесс. Педагогическая система - это тоже абстракция, служащая для понимания реальных систем разного уровня: система образования страны, региона, отдельных учебных заведений, система обучения по одному предмету и даже теме.

 

Что же следует  понимать под целостностью?

Педагогический  процесс – внутренне связанная  совокупность многих процессов, суть которых  состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов  воспитания, обучения, развития, а новое  качественное образование, подчиняющееся  своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов  единой цели. Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс заключается в том, что она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики. В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

 

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

 

 

Таким образом, целостность педагогического  процесса означает подчинение всех процессов  его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического процесса проявляется:

 

  • в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
  • в соподчиненности этих процессов;
  • в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

Педагогический  процесс является многофункциональным  процессом. Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

 

Образовательная:

 

  • реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;
  • во внеклассной работе;
  • в деятельности учреждений дополнительного образования.

 

 

Воспитательная (проявляется во всем):

 

  • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс  взаимодействия преподавателя и  воспитанника;
  • в личности и профессионализме педагога;
  • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая:

Развитие  в процессе воспитания выражается в  качественных изменениях психической  деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

 

Педагогический  процесс обладает рядом свойств.

Свойствами  педагогического процесса являются:

 

  • целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;
  • целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;
  • целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

 

Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса

Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих  компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой - определение целей воспитания, обучения; содержательный - разработка содержания образования; операционно-деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей требует педагогической диагностики - изучения состояния педагогического процесса, в первую очередь воспитанности и обученности школьников, а также других условий процесса. Этапы педагогического процесса приводят к мысли о цикличности, повторяемости, педагогической деятельности: диагностика, проектирование, реализация, контроль.

В связи с этим встает вопрос о том, что является толчком, движущей силой  педагогического процесса. Наука  считает, что таким источником является противоречие между требованиями к  ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и росту ребенка, если эти требования соответствуют возрастным особенностям ребенка. Л.С.Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порождает педагогическую ситуацию - такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и действительным, достигнутым в формировании личности, то есть обнаруживается некоторая педагогическая задача. Педагогический процесс, по существу, реализуется в цепи, в смене педагогических ситуаций. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов, но не всегда ими осознается, и, главное, наука часто не дает экономных средств для этого осознания и рационального построения педагогической деятельности. Поэтому есть еще одна характеристика педагогического процесса - технологичность.

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся  связи. Среди общих закономерностей  педагогического процесса выделяют:

1. Закономерность динамики педагогического  процесса (это значит, ч то педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер);

2. Закономерность развития личности  в педагогическом процессе (темпы  и достигнутый уровень развития  зависят от наследственности, воспитательной  и учебной среды, включения  в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов  педагогического взаимодействия);

3. Закономерность управления учебно-воспитательным  процессом (эффективность педагогического  воздействия зависит от интенсивности  обратной связи между педагогом  и учеником, величины, характера  и обоснованности корректирующих  воздействий на воспитуемых);

4. Закономерность стимулирования (Продуктивность  педагогического воздействия зависит  от интенсивности и качества  чувственного восприятия, логического  осмысления воспринятого, практического  применения воспринятого);

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом  процессе;

6. Закономерность единства внешней  (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

7. Закономерность обусловленности  педагогического процесса.

Ошибочным, однако, является представление, будто  изложенными закономерностями исчерпываются  связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи  еще только подступают.

 

Педагогический  процесс как система:

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

  • указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
  • понимание системы как множества элементов, которые находятся в определенных отношениях между собой.

 

 

Ведущий отечественный теоретик-системщик  В.Г. Афанасьев выделяет следующие  признаки системы:

 

  • наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная  система, обладающая основными свойствами системы. Минимальное допустимое число  элементов в системе – два;
  • наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов;
  • наличие интегративных качеств, т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;
  • наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;
  • целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы;
  • наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:
  • во взаимодействии с внешней средой;
  • во взаимодействии  данной системы с системами более низкого или высокого порядка;
  • наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;
  • наличие управления.

Информация о работе Понятие целостного педагогического процесса