Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:16, реферат
Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного педагогического процесса.
Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система».
Под
системой понимается целеустремленная
целостность взаимосвязанных
Главное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к достижению целей обучения и воспитания. При этом данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющее все составляющие его процессы единой цели. Поскольку в качестве цели выступают представления о целостной системе качеств и свойств личности, то и процесс формирования личности школьника должен обладать признаками целостности. Целостность - синтетическое качество, характеризующее высший уровень развития педагогического процесса, и выступающее результатом стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю. Таким образом, педагогический процесс выступает как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в следующем: а) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; б) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; в) в наличии общего и сохранении специфического. Достижение целостности педагогического процесса обеспечивается в первую очередь усилиями педагогов, которые обеспечивают разрешение постоянно возникающих противоречий между целостностью личности школьника и дискретностью специально организуемых воспитательных влияний. Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагогов, направленных на обеспечение целостности педагогического процесса: а) функциональном; б) содержательном, в) организационном. В функциональном плане целостность обеспечивается за счет выделения доминирующей функции и ее объединения с сопутствующей. Доминирующая функция - это процесс реализации основного предназначения того или иного процесса. Так, доминирующая функция процесса обучения - образовательная, воспитания - воспитательная, развития - развивающая. Однако при этом каждый из названных процессов выполняет в целостном процесс и сопутствующие функции: в процессе воспитания решаются и образовательные задачи и задачи развития, а обучение немыслимо без воспитывающего и развивающего воздействия. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством. В этом случае речь идет о таких сторонах как знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и мышления, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация этого содержания в учебном процессе обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих воздействий на личность школьника. В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается путем согласования отдельных линий педагогического взаимодействия: а) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования; б) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне неформального общения; в) процесса межличностного общения школьников как членов одного классного (школьного) коллектива; г) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание). Таким образом целостность педагогического процесса состоит в том. что он направлен на достижение единой цели - формирования личности, но каждая из составляющих этого процесса способствует достижению этой цели присущими ей средствами и способами.
Заключение
Самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Педагогический процесс и педагогическая система также составляют единство, поскольку процессы - это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний педагогической системы.
Рассматривать педагогический процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это, напомним, помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, обученность, состояние ученика меняет методы обучения и т.д.
Список использованной литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А. . Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.
3. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Информация о работе Понятие целостного педагогического процесса