Понятие целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного педагогического процесса.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 89.31 Кб (Скачать файл)

Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система».

 

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные  свойства, связанная с внешней  средой. Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности. Любое образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. Процесс обучения, процесс воспитания являются подсистемой педагогического  процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность  к достижению целей обучения и  воспитания. При этом данный процесс  представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющее все составляющие его  процессы единой цели.  Поскольку  в качестве цели выступают представления  о целостной системе качеств  и  свойств личности, то и процесс  формирования личности школьника должен обладать признаками целостности. Целостность - синтетическое качество, характеризующее  высший уровень развития педагогического  процесса, и выступающее результатом  стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю. Таким образом, педагогический процесс выступает как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в следующем: а) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; б) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; в) в наличии общего и сохранении специфического. Достижение целостности педагогического процесса обеспечивается в первую очередь усилиями педагогов, которые обеспечивают разрешение постоянно возникающих противоречий между целостностью личности школьника и дискретностью специально организуемых воспитательных влияний. Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагогов,  направленных на обеспечение целостности педагогического процесса: а) функциональном; б) содержательном, в) организационном. В функциональном плане целостность обеспечивается за счет выделения доминирующей функции и ее объединения с сопутствующей. Доминирующая функция - это процесс реализации основного предназначения того или иного процесса. Так, доминирующая функция процесса обучения - образовательная, воспитания - воспитательная, развития - развивающая.  Однако при этом каждый из названных процессов выполняет в целостном процесс и сопутствующие функции: в процессе воспитания решаются и образовательные задачи и задачи развития, а обучение немыслимо без воспитывающего и развивающего воздействия. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством. В этом случае речь идет о таких сторонах как знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и мышления, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация этого содержания в учебном процессе обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих воздействий на личность школьника. В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается путем согласования отдельных линий педагогического взаимодействия: а) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования; б) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне неформального общения; в) процесса межличностного общения школьников как членов одного классного (школьного) коллектива; г) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание). Таким образом целостность педагогического процесса состоит в том. что он направлен на достижение единой цели - формирования личности, но каждая из составляющих этого процесса способствует достижению этой цели присущими ей средствами и способами.

Заключение

Самые главные характеристики педагогического  процесса, как их понимает современная  наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное  единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят  друг от друга и имеют много  общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.

Педагогический  процесс и педагогическая система  также составляют единство, поскольку  процессы - это свойство систем. Можно  сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний  педагогической системы.

Рассматривать педагогический процесс системно значит выделить структурные компоненты системы  и процесса и функциональные связи  между ними. Это, напомним, помогает осознать специфику, сущность каждого  компонента, их взаимодействие, изменение  одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, обученность, состояние ученика меняет методы обучения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А. . Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.

3. Прокопьев И.И. Основы общей  педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И.  Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.


Информация о работе Понятие целостного педагогического процесса