Понятие и функции педагогической профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Принадлежность человека к определенной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к той группе профессий, предметом которых выступает другой человек. При этом основное ее отличие от других профессий данной группы состоит в том, что она одновременно принадлежит и к классу преобразующих, и к классу управляющих профессий. Руководствуясь в своей деятельности целью становления и преобразования личности, педагог должен управлять процессом ее интеллектуального, физического и эмоционального развития, формирования ее духовного содержания.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и функции педагогической профессии 4
2. Основные виды и структура педагогической деятельности 5
3. Компоненты педагогического мастерства 6
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Современный учитель 2.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принадлежность  человека к определенной профессии  проявляется в особенностях его  деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к той группе профессий, предметом которых выступает другой человек. При этом основное ее отличие от других профессий данной группы состоит в том, что она одновременно принадлежит и к классу преобразующих, и к классу управляющих профессий. Руководствуясь в своей деятельности целью становления и преобразования личности, педагог должен управлять процессом ее интеллектуального, физического и эмоционального развития, формирования ее духовного содержания.

Сущность педагогической профессии сводится к грамотному построению созидательных взаимоотношений с людьми. Главная задача при этом состоит в том, чтобы понять общественные цели и направить определенные усилия других людей на их достижение. Профессия учителя делает умение общаться необходимым качеством человека. Своеобразие педагогической профессии заключается в ее гуманистическом, коллективном и творческом характере.

В данной работе предлагается рассмотреть понятие  и функции педагогической профессии, основные виды и структуру педагогической деятельности, а также компоненты педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  функции педагогической профессии

Педагогическая  профессия исторически закрепила  за собой две социальные функции – адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция подразумевает приспособление учащегося к определенным требованиям современной социокультурной среды, а гуманистическая – с целостным развитием его личности и творческой индивидуальности.

Коллективный  характер педагогической деятельности заключается в том, что в педагогической профессии очень трудно выделить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, под которым в широком смысле понимается педагогический коллектив образовательного учреждения, а в более узком – круг педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психологопедагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Качества педагога-творца: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Смысл педагогической профессии  выявляется в деятельности, которую  осуществляют ее представители и  которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.1

 

 

2. Основные виды и структура педагогической деятельности

Традиционно основными  видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная  работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Образно выражаясь, целостный педагогический процесс  в его содержательном аспекте представляет собой процесс, в котором воедино слиты воспитывающее обучение и обучающее воспитание.

В структуре  педагогической деятельности можно  выделить три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная  деятельность делится на: 1) конструктивно-содержательную (отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); 2) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся); 3) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогические целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена  наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.2

 

 

3. Компоненты  педагогического мастерства

Педагогическое  мастерство, выражая высокий уровень  развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Педагогическое  мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

К компонентам (элементам) педагогического мастерства относятся: гуманистическая направленность (интересы, ценности, идеалы), профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии), педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности (перцепция – представление, восприятие), динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность), педагогическая техника (это совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом; умение управлять собой, умение взаимодействовать).3

Аналитические умения:

  - разделять  педагогические явления на составляющие  элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления  и т.д.);

  - осмысливать  каждую часть в связи с целым  и во взаимодействии с ведущими сторонами;

  - находить  в теории обучения и воспитания  идеи, выводы, закономерности, адекватные  логике рассматриваемого явления;

  - правильно  диагностировать педагогическое  явление;

  - находить  основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения:

  - выдвижение  педагогических целей и задач;

  - отбор способов  достижения педагогических целей;

  - предвидение  результата, возможных отклонений  и нежелательных явлений;

  - определение  этапов (или стадий) педагогического процесса;

  - распределение  времени, планирование совместно  с учащимися жизнедеятельности.

В зависимости  от объекта прогнозирования прогностические  умения можно объединить в три  группы:

Прогнозирование развития коллектива: динамики его  структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т. д.

Прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых  качеств, чувств, воли и поведения, возможных  отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.д.

Прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.д.

Проективные умения:

  - перевод  цели и содержания образования  и воспитания в конкретные  педагогические задачи;

  - учет при  определении педагогических задач  и отборе содержания деятельности учащихся, их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

  - определение  комплекса доминирующих и подчиненных  задач для каждого этапа педагогического  процесса;

  - отбор видов  деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;

  - планирование  индивидуальной работы с учащимися  с целью преодоления имеющихся  недостатков в развитии их  способностей, творческих сил и  дарований;

  - отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

  - планирование  системы приемов стимулирования  активности школьников и сдерживания  негативных проявлений в их  поведении;

  - планирование  развития воспитательной среды  и связей с родителями и  общественностью.4

Рефлексивные  умения:

  - правильность  постановки целей, их «перевода»  в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям;

  - соответствие  содержания деятельности воспитанников  поставленным задачам;

  - эффективность  применявшихся методов, приемов  и средств педагогической деятельности;

  - соответствие  применявшихся организационных  форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;

  - причины  успехов и неудач, ошибок и  затруднений в ходе реализации  поставленных задач обучения и воспитания;

  - опыт своей  деятельности в его целостности  и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях; стимулированием актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного, самостоятельного т творческого отношения к явлениям окружающей действительности; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т.д.

Информационные  умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т. е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. На этапе непосредственного общения с воспитанниками информационные умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Развивающие умения предполагают определение зоны ближайшего развития отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

Ориентационные  умения направлены на формирование моральноценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

Информация о работе Понятие и функции педагогической профессии