Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:05, реферат
Принадлежность человека к определенной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к той группе профессий, предметом которых выступает другой человек. При этом основное ее отличие от других профессий данной группы состоит в том, что она одновременно принадлежит и к классу преобразующих, и к классу управляющих профессий. Руководствуясь в своей деятельности целью становления и преобразования личности, педагог должен управлять процессом ее интеллектуального, физического и эмоционального развития, формирования ее духовного содержания.
Введение 3
1. Понятие и функции педагогической профессии 4
2. Основные виды и структура педагогической деятельности 5
3. Компоненты педагогического мастерства 6
Заключение 11
Список литературы 12
Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Совокупность
перцептивных умений можно представить
следующим взаимосвязанным
- воспринимать
и адекватно интерпретировать
информацию о сигналах от
- глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
- определять, к какому типу личности и темперамента относится человек; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
- находить
в действиях и других
- видеть
главное в другом человеке, правильно
определять его отношение к
социальным ценностям,
Данные об учащихся, полученные в результате действия перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
Умения педагогического общения. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается, прежде всего, на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить себя на место другого человека, т.е. идентифицироваться с ним, видеть окружающий мир и происходящее в нем его глазами. Этап моделирования завершается построением партитуры общения – подбором необходимого иллюстративного материала.
Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание.
Существует четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения: речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимания); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т. п.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимся; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. (Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия). Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса; чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся; их готовность работать; своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.6
Основной задачей работы педагога в настоящее время является помогать обучающимся получать новые знания, используя современные и эффективные методы обучения. Иными словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, его статьи и разработки можно встретить в различных газетах, журналах и на сайтах интернета. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Необходимой и обязательной частью работы учителя сегодня является и участие в инноватике, апробация новых учебных пособий и технологий обучения, несмотря на возникающие перед ним трудности.
Современный учитель – это человек, который находится в постоянном творческом поиске. Его задача быть не только источником знаний, но и настоящим другом и помощником для своих подопечных. Меняются времена, технологии обучения, методы воспитания, но учитель всегда был и будет человеком, к которому тянется молодежь, он всегда готов прийти на помощь, выслушать и вселить надежду и уверенность. Таким образом, профессия учителя требует от него присутствия таких качеств как мудрость, отзывчивость, огромное терпение и симпатия к людям. К такому человеку всегда тянутся ученики, родители и коллеги.
Учитель XXI века – это личность, осознающая свою ответственность, стремящаяся быть лидером везде. Это, без сомнения, человек, от которого зависит судьба каждого его ученика, это счастливый человек, потому что у него есть любимая работа.
1. Ивченко В. Г. Настольная книга учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с.
2. Лаврова А. М. Учитель в современной школе. – М.: Мысль, 2009. – 164 с.
3. Овчинников П. И. Педагогическое мастерство. – М.: АСТ, 2010. – 182 с.
4. Рахова Т. С. Профессия учитель. – М.: Книга, 2008. – 160 с.
5. Уфимцев А. А. Психология и педагогика. – М.: Фен
1 Ивченко В. Г. Настольная книга учителя. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11, 13.
2 Уфимцев А. А. Психология и педагогика. – М.: Феникс, 2010. – С. 89.
3 Овчинников П. И. Педагогическое мастерство. – М.: АСТ, 2010. – С. 87.
4 Ивченко В. Г. Настольная книга учителя. – М.: Просвещение, 2011. – С. 67.
5 Рахова Т. С. Профессия учитель. – М.: Книга, 2008. – С. 64-66.
6 Лаврова А. М. Учитель в современной школе. – М.: Мысль, 2009. – С. 73-74.
Информация о работе Понятие и функции педагогической профессии