Понятие и значение связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.[1]
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарно-го запаса, работы над смысловыми сторонами слова, так как понимание детьми значения слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения.

Файлы: 1 файл

развитие речи.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и значение связной речи

    Под связной речью понимается  отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.[1]

    Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловыми сторонами слова, так как понимание детьми значения слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения.

    Развитие связной речи неотделимо от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связных высказываний, как монотонность, нерасчленённость речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность  и выразительность высказывания.[2]

    Развитие форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

    Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. [3]

    Речевое развитие имеет тесную связь с умственным развитием: связная речь неотделима от мыслительной деятельности, в ней отражается логика мышления. Овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатлёнными в соответствующих словах. При этом он приобретает не только знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать [6].

    В дошкольном возрасте дети обучаются связной речи и в её связи с эстетическим воспитанием. Ребёнок учится образно излагать свои мысли, обращать внимание на средства выразительности, звучности, мелодичности, использовать в своей речи лучшие образцы художественной литературы.

    Связь речи с нравственным воспитанием заключается в том, что ребёнок учится интересно рассказывать, заинтересовывать слушателя, повышается уверенность в своих силах [18].

    Развитие связной речи оказывает влияние на общее речевое развитие: формируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, грамматический строй, литературный запас.

2.Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи

    Рассуждение-это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение-это логическое изложение материала в форме доказательства.

    В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно - следственные связи и отношения.[1]

    В рассуждении обязательны две смысловые части: первая-то, что объясняется или доказывается; вторая-само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании - средства выражения последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений. Придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.[3]

    Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности.

    В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

    В рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений:

 -придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»;

 -глагольные словосочетания;

 -имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из-за»;

 -вводные слова;

 -бессоюзная связь;

 -слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во-первых», «во-вторых».

    Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.[1]

3.Особенности  детских рассуждений

    Особенности детских рассуждений описаны в ряде педагогических исследований.

  1. «Вынужденный» характер рассуждений. Доказательства имеют место лишь тогда, когда взрослый сомневается в верности высказанного ребенком суждения или прямо требует доказательства путем постановки вопроса «почему?» или указания «докажи».
  2. Доказательства обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Суждения, высказываемые детьми, категоричны.
  3. В доказательствах детей чаще всего выделяются следующие аргументы: - финальные, когда дети указывают на специфическое действие: «Лучший друг-Вовка. С ним играем, ходим гулять»;

     –утилитарные, когда дети ссылаются на пользу: «Любимая игра-футбол, я там выигрываю».

      –личностные, в которых проявляется  отношение к предмету высказанной мысли или отмечаются некоторые его качества: «Любимая игрушка-пистолет, мне дедушка его подарил»;

      –авторитарные, содержание ссылку на чей-либо авторитет: «Я буду    учительницей, потому что моя мама учительница».

  1. Дошкольники, высказывая в своих рассуждениях основания для оценки предмета (явления), пользуются словами широкого семантического охвата («плохой», «хороший», «интересно» и др.), не умеют его конкретизировать: и кукла «хорошая», и подруга «хорошая», и книга «хорошая».
  2. В рассуждениях детей часто пропущены или  одна из посылок, или заключение: «Лук сухой, потому что его уже два дня не  поливали».
  3. Дети испытывают трудности в установлении связей между структурно-смысловыми частями.

    Для детских рассуждений характерна рядоположенность аргументов, которая выражается в их простом перечислении, нередко с повторением союза «потому что» или союза «и» в сочетании с наречием «еще»: «У меня есть друг Дима. Мы с ним никогда не ссоримся и всегда делимся. И еще мы с ним всегда вместе играем».

    В единичных случаях при первом аргументе дети используют слово «во-первых», хотя при последующих нет ожидаемых «во-вторых», «в-третьих».

    Объем высказываний в среднем – 10-15 слов, 2-3 предложения, реже 4 и более.

    Частота и характер высказываний зависят от ситуации общения, от организации детской деятельности.

    Особенности детских рассуждений позволили исследователям сформулировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимо формулировать у детей в детских садах. Среди них:

 -знание структуры рассуждения и следование ей;

 -умение обследовать предметы, вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов;

 -умение отбирать аргументы для доказательства;

 -умение устанавливать разнообразные связи, и прежде всего, причинно-следственные;

 -владение навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 -умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «Во-вторых», «во-первых»);

 -умение включать рассуждение в другие типы высказываний.[1]

4.Методика  обучения детей рассуждениям

    Рассуждение является наиболее сложными типом монологической речи. Поэтому обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Для этого В.И. Яшина, Н.В. Семенова рекомендуют использовать:

 -разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (видеть и анализировать сезонные изменения в природе), вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы?»; «Почему их называют перелетными?» и др.;

-различные  опыты с водой, снегом, льдом,  деревом, металлом и т.д. В  процессе их проведения дети высказывают свои предположения и объясняют, почему они так думают;

 -речевые игры и упражнения: «Небылицы в картинках» (картины с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле); «Лишний предмет» (определить, какое из изображений лишнее и доказать почему); «Похожи - не похожи» (сравнение изображений различных природных объектов, игрушек, например: стрекоза и бабочка); и др.;

 -проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти зайку?» Детям предлагается следующая ситуация:

    Зайка оказался один в открытом море после кораблекрушения. Перед детьми несколько предметов – деревянная палочка, игрушечная тарелка, лист чистой бумаги, ведерко, сдутый воздушный шарик. Детям предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку и обосновать свой выбор.

 -чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением. Например, после чтения сказки А.С. Пушкина детям можно задавать вопросы: «Каждый раз, когда старик приходил просить рыбку, на море была разная погода. Почему?»; «Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?»; «Почему старик не взял выкупа у рыбки?» и т.д.

    На следующем этапе обучения следует формировать у детей знания о структуре текста, учить подбору аргументов для доказательства, использовать оптимальные средства связи.

    Можно  также использовать следующие  методы:

-создание  ситуации. Например, в групповой  комнате «неожиданно» появился гость – попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами;

-организацию соревнования (одна команда предлагает тезис, другая команда доказывает тезис и делает вывод);

-объяснение  пословиц и поговорок, отгадывание  загадок;

-решение  речевых логических задач. Например:

    На дворе стоял солнечный майский день. Вся лужайка перед домом была желтой: так много на ней цвело одуванчиков. Но вот наступил вечер. Солнце спряталось за деревьями, начало быстро темнеть. И вот чудо – лужайка перед домом стала совершенно зеленой! Как вы думаете, почему лужайка стала зеленой?

    Чтобы  дети употребляли языковые средства  для связи смысловых частей, им  можно предложить следующее:

-решить спор  Незнайки со Знайкой, доказать, например, что страус не животное, а птица. Воспитатель может использовать картинки, где представлены основные признаки птицы: клюв, крылья, перья, как она питается, как высиживает птенцов. При доказательстве дети должны выдвинуться как можно больше аргументов и сделать вывод, используя слова, «во- первых», «во-вторых», «в-третьих», «следовательно», «таким образом», «значит»;

-игры «Почемучка»  (Сначала дети задают вопросы  педагогу). Он отвечает на них,  используя союз «потому что», слова «так как», «в связи с  этим». Затем взрослый задает  вопросы детям. Ребенок, ответивший  правильно, получает карточку  с изображением вопроса. И «Составь одно предложение» (педагог предлагает детям два простых предложения, а дети должны из них составить одно предложение со знакомыми союзами). [1]

5.Связные  высказывания типа рассуждений

    Рассуждения является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развития понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что.[3]

    Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; употреблять при доказательстве слова, во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.

    Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях следует начинать с опорой на предметные действия, разнообразный материал. Можно использовать:

Информация о работе Понятие и значение связной речи