Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:26, контрольная работа
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.[1]
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарно-го запаса, работы над смысловыми сторонами слова, так как понимание детьми значения слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения.
1.Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
а) складывание различных картинок и объяснение своих действий, что позволяет развить у детей объяснительную речь;
б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Цель этого занятия: учить устанавливать логическую последовательность, заканчивать рассуждения выводами.
в) определение несоответствия явлений, на картинке. Цель этого занятия: учить определять нарушения в логике событий.
г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Дети рассматривают картинки, а затем рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя.
д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Целью этого занятия является, учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений.
2.Задания на вербальной основе:
а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев;
б) речевые логические задачи. Цель: развитие умений устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части;
в) объяснения пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.
г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.
В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.[3]
Практико-ориентированное задание
Сценарий активизирующего общения
Цель: развивать у детей умение более точно отвечать на поставленные вопросы, высказываться логично, связно, выразительно, в умеренном темпе; во время общения пользоваться вопросительной и повествовательной интонацией; закрепить представления дошкольников о том, что нужно заботиться о своих родных и друзьях, стараться сделать друг другу приятное.
Предварительная работа. Чтение художественных произведений о семье.
Материал: рисунки цветов.
Содержание. Педагог предлагает детям послушать отрывок из рассказа Василия Витки «День рождения» и по ходу чтения задает детям вопросы, которые следуют по тексту произведения.
Приятно, когда помнят твой день рождения, поздравляют тебя, желают здоровья, успехов.
-Помнишь ли ты дни рождения своих мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер?
Ответы детей.
Маша: я знаю, у моей мамы день рождения в Мае, а у папы в Августе.
Егор: а у моей мамы день рождения в Сентябре, а у папы в Феврале.
Сколько человек в семье - столько и дней рождения. В этот день каждому дорого твоё поздравление. Приятно будет, когда ты подготовишь и подарок – цветы, выращенные тобой, рисунок, предмет, сделанный своими руками… День рождения – семейный праздник. Не нужно предупреждать всех и каждого, что у тебя день рождения. Близкие тебе люди, родные и твои друзья сами помнят, когда ты родился.
Хороший обычай сажать дерево в отметку какого-нибудь важного события в семье. Кто дерево посадил – добро людям сделал. Заметь, что пословица говорит: сделал добро не только себе, а людям, многим людям.
- Почему так говорят в народе, как вы думаете?
Дети:- потому что дерево растет не для одного человека, а для всех людей, и все люди могут на него смотреть.
-У кого из вас в этом месяце день рождения?
-У Глеба.
-Сейчас мы его все вместе поздравим.
Педагог показывает детям, как выполнить игровое упражнение «Поздравление».
-Давайте поздравим с днем рождения Глеба.
Игровое упражнение «Поздравление»
Глеб. Ты расти, расти, расти,
кашу ешь для скорости! (Хлопки по коленям.)
Но расти не только телом,
а умом, душой и делом! (Хлопки в ладоши.)
И немного теплых слов:
«Будь весел, счастлив и здоров»! (Щелчки поочередно правой и левой рукой – для мальчика.)
- Закончите
предложение: На день рождения
своим близким можно подарить…»
-Открытку, рисунок, цветок.
-Какие теплые
слова вы говорите маме, папе,
бабушке, дедушке, братику,
Ответы: Мы говорим, что очень их любим, что они самые лучшие.
-Расскажите
друг другу, как вы
-Мы готовим им открытку, и дарим игрушку.
-Нарисуйте
открытку для своего друга,
а я помогу составить
Во
второй половине дня педагог помогает
каждому ребенку составить
План составления поздравления
1.Как ласково назовем именинника?
- Глебушка
2.С чем его поздравим?
-С днем рождения.
3.Что ему пожелаем в этот счастливый день?
-Пожелаем крепкого здоровья, хороших друзей и т.д.
4.Каждый пожелает что-то своё, самое заветное, самое желанное, а я запишу ваши пожелания.
-Постарайтесь не повторяться.
Сценарий активизирующего общения
«Любимые занятия членов семьи»
Цель: развивать у детей умение развернуто отвечать на вопросы, дополнять друг друга, составлять небольшие рассказы; формировать умение внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника; дополнить представления дошкольников о любимых занятиях членов семьи.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о семье.
Материал: любимые книги детей.
Содержание. Педагог читает детям отрывок из рассказа Василия Витки «Любишь ли ты книгу» и предлагает отвечать на вопросы в процессе чтения.
Моя самая любимая книга «Сказки». Какая любимая книга у тебя?
Даша: У меня любимая книга «Колобок».
Катя: А у меня любимая книга «Белоснежка», мне очень нравится содержание этой сказки.
Любимые книги читают и перечитывают. Есть ли у тебя любимые книги?
Кристина: Да у меня есть любимая книга, и я люблю ее читать это «Золушка»
С них начинается твоя библиотечка. Сначала – маленькая, на одну полочку, а потом, к окончанию школы, возможно, и на целый шкаф. Это будет библиотека твоих любимых книг.
-Назовите
любимую книгу, которую вы
Стас: Я бы хотел иметь книгу о динозаврах, потому что они мне очень нравятся.
Полина: А я хотела бы иметь в своей библиотечке книгу о принцессе.
-Чтение книг – мое любимое занятие. Я стараюсь каждый день немного почитать. Если у вас любимое занятие? Расскажите о нем.
Максим: Я люблю рисовать.
Арсений: А я люблю собирать конструктор
-Расскажите о любимом занятии своей мамы.
Катя: Моя мама в свободное время читает журналы.
Полина: А моя мама, когда находиться время читает вместе со мной.
-Расскажите о любимом занятии своего папы.
Кирилл: Мой папа любит смотреть футбол.
Саша: А мой папа в свободное время рисует со мной.
-Назовите игру, в которую вы играете всей семьей. Давайте сейчас поиграем в эту игру.
Влад: Мы с папой любим, играть в железную дорогу.
Полина: А мы с мамой и папой собираем пазлы.
Максим: А мы с мамой любим, играть в прятки, это весело.
Артем: А мы вместе с мамой и папой любим, собирать лего, это очень интересно и весело, мне нравится, когда мы вместе играем.
Анализ детских высказываний
Беседы проводились в дошкольном учреждении ясли-сад №10, в старшой группе. В беседе участвовали как мальчики, так и девочки: Даша, Катя, Стас, Артем, Маша.
Детское высказывание: - У меня любимая книга «Колобок».
Это высказывание, которое не имеет смысловых частей и состоит из однозначного ответа на вопрос.
Детское высказывание: - А у меня любимая книга «Белоснежка», мне очень нравится содержание этой сказки.
Это высказывание является более полным, здесь присутствует предлог «а» и далее идет пояснение, почему нравится эта книга.
Детское высказывание: - потому что дерево растет не для одного человека, а для всех людей, и все люди могут на него смотреть и укрываться летом от солнца или от дождя.
В этом рассуждении присутствуют две смысловые части: первая-то, что объясняется; вторая-само объяснение. В данном рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений. Это придаточное предложение с союзом потому что.
Детское высказывание: - Я бы хотел иметь книгу о динозаврах, потому что они мне очень нравятся.
В этом высказывании присутствует доказательства, здесь ребенок указывает на специфическое действие, потому что они мне очень нравятся.
Детское высказывание: - А мы вместе с мамой и папой любим, собирать лего, это очень интересно и весело, поэтому мне нравится, когда мы вместе играем.
В данном рассуждении присутствует у ребенка умение выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи. Здесь также используется языковое средство «поэтому».
Список использованных источников
1.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2007. -256с.
2.Ушакова, О.С. Методика
3.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр “Академия’’,1998г. – 400с.
4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 1980.
5. Никифорова, Т.В. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста/ Т.В. Никифорова // Дошкольное воспитание - 2007 - №3.
6.Занятия по развитию мышления, воображения и речи дошкольников с использованием ОТСМ – ТРИЗ – технологии: пособие для педагогов дошкольных учреждений / сост. Е.М. Бахмат. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 73с.
7.Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова [и др.]; под общ. Ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 297с.
8.Семенова, Н.В. Обучение высказываниям
типа рассуждений детей
9.Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Моск. Психолого-социальный институт: Модэк, 2005. – 24с.
10.Старжынская, Н.С. Заняткi па развiццi маулення i мауленчых зносiн у дзiцячым садзе / Н.С. Старжынская, Дз. М. Дубiнiна. – Мiнск: Нац. Iн-т адукацыi, 2008. – 172с.
11.Старжынская, Н.С. Тэорыя i методыка развiцця беларускага маулення дашкольнiкау / Н.С. Старжынская. – Мiнск: Тэхналогiя, 2000. – 223с.
12.Старжинская, Н.С. Учим
13.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова. – М.: 2001. – 240с.
14.Яшина, В.И. Особенности
15.Занятия по развитию речи
в детском саду. Программа и
конспекты. Книга для
16.Бородич А.М. Методика
17.Любина Г.А. Детская речь / Г.А. Любина. – Минск: 2000. – 230с.