Понятие и значение связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.[1]
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарно-го запаса, работы над смысловыми сторонами слова, так как понимание детьми значения слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения.

Файлы: 1 файл

развитие речи.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

 1.Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

  а) складывание различных картинок и объяснение своих действий, что позволяет развить у детей объяснительную речь;

  б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Цель этого занятия: учить устанавливать логическую последовательность, заканчивать рассуждения выводами.

  в) определение несоответствия явлений, на картинке. Цель этого занятия: учить определять нарушения в логике событий.

  г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Дети рассматривают картинки, а затем рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя.

  д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Целью этого занятия является, учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений.

2.Задания  на вербальной основе:

  а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев;

  б) речевые логические задачи. Цель: развитие умений устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части;

  в) объяснения пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.

  г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.

    В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.[3] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированное  задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий  активизирующего общения

                                    ‘’День рождения’’

Цель: развивать у детей умение более точно отвечать на поставленные вопросы, высказываться логично, связно, выразительно, в умеренном темпе; во время общения пользоваться вопросительной и повествовательной интонацией; закрепить представления дошкольников о том, что нужно заботиться о своих родных и друзьях, стараться сделать друг другу приятное.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений о семье.

Материал: рисунки цветов.

Содержание. Педагог предлагает детям послушать отрывок из рассказа Василия Витки «День рождения» и по ходу чтения задает детям вопросы, которые следуют по тексту произведения.

                                           День рождения

Приятно, когда  помнят твой день рождения, поздравляют  тебя, желают здоровья, успехов.

-Помнишь ли ты дни рождения своих мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер?

Ответы детей.

   Маша: я знаю, у моей мамы день  рождения в Мае, а у папы в Августе.

   Егор: а у моей мамы день рождения  в Сентябре, а у папы в Феврале.

Сколько человек  в семье - столько и дней рождения. В этот день каждому дорого твоё поздравление. Приятно будет, когда  ты подготовишь и подарок –  цветы, выращенные тобой, рисунок, предмет, сделанный своими руками… День рождения – семейный праздник. Не нужно предупреждать  всех и каждого, что у тебя день рождения. Близкие тебе люди, родные и твои друзья сами помнят, когда ты родился.

Хороший обычай сажать дерево в отметку какого-нибудь важного события в семье. Кто  дерево посадил – добро людям  сделал. Заметь, что пословица говорит: сделал добро не только себе, а людям, многим людям.

- Почему  так говорят в народе, как вы  думаете?

Дети:- потому что дерево растет не для одного человека, а для всех людей, и все люди могут на него смотреть.

-У кого  из вас в этом месяце день  рождения?

-У Глеба.

-Сейчас мы  его все вместе поздравим.

Педагог показывает детям, как выполнить игровое  упражнение «Поздравление».

-Давайте поздравим с днем рождения Глеба.

                Игровое упражнение «Поздравление»

Глеб. Ты расти, расти, расти,

кашу ешь  для скорости! (Хлопки по коленям.)

Но расти  не только телом,

а умом, душой  и делом! (Хлопки в ладоши.)

И немного  теплых слов:

«Будь весел, счастлив и здоров»! (Щелчки поочередно правой и левой рукой – для мальчика.)

 

- Закончите  предложение: На день рождения  своим близким можно подарить…».

-Открытку, рисунок, цветок.

-Какие теплые  слова вы говорите маме, папе, бабушке, дедушке, братику, сестричке  в день рождения? Какие теплые  слова говорят вам?

Ответы: Мы говорим, что очень их любим, что они самые лучшие.

-Расскажите  друг другу, как вы поздравляете  с днем рождения своих друзей? Что вы готовите в подарок?

-Мы готовим  им открытку, и дарим игрушку.

-Нарисуйте  открытку для своего друга,  а я помогу составить поздравление  с днем рождения.

Во  второй половине дня педагог помогает каждому ребенку составить поздравление и записывает его на открытке.

                         План составления поздравления

1.Как ласково  назовем именинника?

- Глебушка

2.С чем  его поздравим?

-С днем  рождения.

3.Что ему  пожелаем в этот счастливый  день?

-Пожелаем крепкого здоровья, хороших друзей и т.д.

4.Каждый  пожелает что-то своё, самое заветное, самое желанное, а я запишу  ваши пожелания.

-Постарайтесь  не повторяться.

 

                   Сценарий активизирующего общения

        «Любимые занятия членов семьи»

Цель: развивать у детей умение развернуто отвечать на вопросы, дополнять друг друга, составлять небольшие рассказы; формировать умение внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника; дополнить представления дошкольников о любимых занятиях членов семьи.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о семье.

Материал: любимые книги детей.

Содержание. Педагог читает детям отрывок из рассказа Василия Витки «Любишь ли ты книгу» и предлагает отвечать на вопросы в процессе чтения.

                                         Любишь ли ты книгу

Моя самая  любимая книга «Сказки». Какая  любимая книга у тебя?

Даша: У меня любимая книга «Колобок».

Катя: А у меня любимая книга «Белоснежка», мне очень нравится содержание этой сказки.

 

Любимые книги  читают и перечитывают. Есть ли у  тебя любимые книги?

Кристина: Да у меня есть любимая книга, и я люблю ее читать это «Золушка»

С них начинается твоя библиотечка. Сначала – маленькая, на  одну полочку, а потом, к окончанию школы, возможно, и на целый шкаф. Это будет библиотека твоих любимых книг.

 

-Назовите  любимую книгу, которую вы хотели  бы иметь в своей библиотечке?

Стас: Я бы хотел иметь книгу о динозаврах, потому что они мне очень нравятся.

Полина: А я хотела бы иметь в своей библиотечке книгу о принцессе.

-Чтение книг  – мое любимое занятие. Я  стараюсь каждый день немного  почитать. Если у вас любимое занятие? Расскажите о нем.

Максим: Я люблю рисовать.

Арсений: А я люблю собирать конструктор

-Расскажите  о любимом занятии своей мамы.

Катя: Моя мама в свободное время читает журналы.

Полина: А  моя мама, когда находиться время  читает вместе со мной.

-Расскажите  о любимом занятии своего папы.

Кирилл: Мой папа любит смотреть футбол.

Саша: А мой  папа  в свободное время рисует со мной.

-Назовите  игру, в которую вы играете  всей семьей. Давайте сейчас поиграем  в эту игру.

Влад: Мы с  папой любим, играть в железную дорогу.

Полина: А  мы с мамой и папой собираем пазлы.

Максим: А  мы с мамой любим, играть в прятки, это весело.

Артем: А  мы вместе с мамой и папой любим, собирать лего, это очень интересно и весело, мне нравится, когда мы вместе играем.

 

                          

 

Анализ  детских высказываний

Беседы проводились в дошкольном учреждении ясли-сад №10, в старшой группе. В беседе участвовали как мальчики, так и девочки: Даша, Катя, Стас, Артем, Маша.

Детское высказывание: - У меня любимая книга «Колобок».

Это высказывание, которое не имеет смысловых частей и состоит из однозначного ответа на вопрос.

Детское высказывание: - А у меня любимая книга «Белоснежка», мне очень нравится содержание этой сказки.

Это высказывание является более полным, здесь присутствует предлог «а» и далее идет пояснение, почему нравится эта книга.

Детское высказывание: - потому что дерево растет не для одного человека, а для всех людей, и все люди могут на него смотреть и укрываться летом от солнца или от дождя.

В этом рассуждении  присутствуют две смысловые части: первая-то, что объясняется; вторая-само объяснение. В данном рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений. Это придаточное предложение с союзом потому что.

Детское высказывание: - Я бы хотел иметь книгу о  динозаврах, потому что они мне  очень нравятся.

В этом высказывании присутствует доказательства, здесь  ребенок указывает  на специфическое  действие, потому что они мне очень нравятся.

Детское высказывание: - А мы вместе с мамой и папой любим, собирать лего, это очень интересно и весело, поэтому мне нравится, когда мы вместе играем.

В данном рассуждении  присутствует у ребенка умение выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать  между ними логические связи. Здесь  также используется языковое средство «поэтому».

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2007. -256с.

2.Ушакова, О.С. Методика развития  речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуман. Центр «Владос», 2004. – 288с.

3.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр “Академия’’,1998г. – 400с.

4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 1980.

5. Никифорова, Т.В. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста/ Т.В. Никифорова // Дошкольное воспитание - 2007 - №3.

6.Занятия по развитию мышления, воображения и речи дошкольников с использованием ОТСМ – ТРИЗ – технологии: пособие для педагогов дошкольных учреждений / сост. Е.М. Бахмат. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 73с.

7.Занятия по развитию речи  в детском саду: книга для воспитателей  детского сада / О.С. Ушакова [и др.]; под общ. Ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 297с.

8.Семенова, Н.В. Обучение высказываниям  типа рассуждений детей седьмого года жизни / Н.В. Семенова. – М.: 2001.

9.Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников  / Ф.А. Сохин. – Моск. Психолого-социальный институт: Модэк, 2005. – 24с.

10.Старжынская, Н.С. Заняткi па развiццi маулення i мауленчых зносiн у дзiцячым садзе / Н.С. Старжынская, Дз. М. Дубiнiна. – Мiнск: Нац. Iн-т адукацыi, 2008. – 172с.

11.Старжынская, Н.С. Тэорыя i методыка развiцця беларускага маулення дашкольнiкау / Н.С. Старжынская. – Мiнск: Тэхналогiя, 2000. – 223с.

12.Старжинская, Н.С. Учим детей  рассказывать: пособие для педагогов  дошкольных учреждений / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.С. Белько; под ред. Н.С. Старжинской. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144с.

13.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова. – М.: 2001. – 240с.

14.Яшина, В.И. Особенности связных  высказываний типа рассуждений  детей 6 лет/ М.М. Алексеева,  В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –  560с.

15.Занятия по развитию речи  в детском саду. Программа и  конспекты. Книга для воспитателей  дет. сада / О.С. Ушакова [и др.]; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368с.

16.Бородич А.М. Методика развития  речи детей / А.М. Бородич. –  М.: 1981. – 240с.

17.Любина Г.А. Детская речь / Г.А.  Любина. – Минск: 2000. – 230с.

 

 


Информация о работе Понятие и значение связной речи