Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:11, контрольная работа
Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу учителя (преподавателя, воспитателя), но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства.
оглвление
Введение
Термин «педагогическая культура» впервые появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 г. В 1950—1960 гг. он активно используется в работах Сухомлинского. В конце 1970-х — 1980-е гг. в научно-педагогических изданиях, появляются и диссертационные исследования.
Под педагогической культурой понимается усвоенный и повседневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педагогической деятельности) по отношению к себе, другим людям, детям.
Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу учителя (преподавателя, воспитателя), но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства.
Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.
Главное культурное качество человека – это его универсальность. Однако общая культура – это не просто универсальность и разносторонность человека.
1. Понятие «культура», «педагогическая культура»
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.1
Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (русская культура), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура, педагогическая культура). Элементы характеристики культуры – определенность, законченность, тип, форма организации. Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, культура представляет собой, способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура, воспринимается, осваивается и воспроизводится индивидуально (энциклопедия).
Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования.
Человека характеризует общая культура, составной частью которой является его педагогическая культура.
«Под педагогической культурой понимается усвоенный и повседневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педагогической деятельности) по отношению к себе, другим людям, детям.»2
Общую культуру специалиста можно определить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Культура – итог и процесс качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.
1.1. Сущность педагогической культуры
Как научная категория «педагогическая культура» начала разрабатываться сравнительно недавно и понятие «педагогическая культура» не раскрыто ни в педагогическом словаре. Ни в педагогической энциклопедии, по-разному трактуется в имеющейся педагогической литературе. В.А. Сухомлинский связывал педагогическую культуру с умением ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики. Важнейшим ее компонентом он считал умение учителя обращаться к уму и сердцу ученика, использовать весь арсенал методов изучения учащихся, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда, видеть, как результаты этих наблюдений претворяются в методы и приемы индивидуального влияния. Педагогическая культура характеризуется В.А. Сухомлинским как важнейший стимул развития коллективной мысли и коллективного творчества. Педагогическая культура проявляется в повышенном внимании к духовному миру воспитанника. Кратко его мысли можно выразить так: необходимо, чтобы а) у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; б) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, художественную, публицистическую и т.д.); в) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; г) обладал речевой культурой.
В большинстве работ педагогическую культуру определяют как проекцию общей культуры на сферу педагогической деятельности; как синтез педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и к самому себе.
Педагогическую культуру рассматривают также и как часть общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-культурный педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание процессам социализации воспитания и образования, а его « носителями» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества, реализующие этот социальный заказ в конкретно-историческом и личном педагогическом опыте.
Современные исследователи рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя.
Педагогическая культура может быть представлена как совокупность достижений социальной практики, педагогических взглядов, идей, теорий, способов педагогической деятельности. Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и педагогической культурой в ту или иную историческую эпоху. Формирование типа педагогической культуры зависит также и от складывающейся в обществе парадигмы образования и деятельности отдельных педагогов, создающих авторские культуросообразные педагогические системы.
В основе типа педагогической культуры лежит целостное представление о педагогической действительности, в центре которой находится личность ребенка. Новое педагогическое мышление составляет мировоззренческую основу педагогической культуры учителя. Его особенностями являются: признание ученика высшей ценностью; переориентация целей образования на воспитание и развитие личности; проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариантного достижения целей обучения и воспитания; гуманизм и сотрудничество с детьми; творческая. Созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания.
Все это ценностные аспекты педагогической культуры, которые при условии овладения ими интегрируются индивидуальным сознанием и находят конкретное выражение в педагогической позиции и практической деятельности людей, занимающихся обучением и воспитанием.
1.2. Структура педагогической культуры
Для выделения тех или иных аспектов, характеризующих педагогическую культуру специалиста социальной сферы, необходимо рассмотреть ее структуру, основные компоненты и определить их назначение.
Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура специалиста.
Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура человека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и mумений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволяет выделить основные составляющие внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками — индивидуально-личностный уровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот компонент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагогической деятельности в процессе работы, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму личность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры социального работника — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону проявления специалиста как личности;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — поведенческий уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практика-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической деятельности;
г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социальной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального педагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимосвязей людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а государственной и добровольной деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.3
1.3. Нормы педагогической культуры
Поведенческий блок педагогической культуры
включает соответствующие нормы, ценности,
обычаи и традиции. Любая культура всегда
имеет социальнонормативный характер.
Социальные нормы определяются как общепринятые
правила, образцы поведения или действия. Осваивая их, человек и приобщается
к конкретному виду культуры. Педагогическая
культура нормативна, ею устанавливаются
определенные нормы возможных отношений
воспитателя и воспитуемого.
Нормы педагогической культуры исторически изменчивы. Это связано с динамичностью и вариативностью образования как сферы деятельности. Среди факторов, серьезно влиявших на изменение норм педагогической культуры, можно выделить:
Информация о работе Понятие «культура», «педагогическая культура»