Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 22:33, реферат

Описание работы

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

Файлы: 1 файл

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

Понятие нормы  и отклонения от нормы в социальной педагогике

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно  находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся  общество, есть люди, которые требуют  особого внимания к себе. Это –  люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или  социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение  к этой категории людей было самым  различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно  отличалось крайней жестокостью  вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

В современных США и  западноевропейских государствах практически  реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти  люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие  определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения  к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое  сообщество в ближайшее время  не сможет. Поэтому рост числа лиц  с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует  рассматривать как постоянно  действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных  социальных решений.

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в  которых они находятся, или состояние  их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет  в сознании людей свои границы, а  все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно  – происходит оценивание индивидов  по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти  границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка  дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают  до 200 его определений.

Сложность в определении  понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а  кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В  настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее  общество, тем терпимее оно относится  к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что  норма – это некое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия  нормы в общественных науках можно  сравнить с использованием понятия  «идеальный газ» в физике. В природе  такого газа нет, однако благодаря этому  понятию физикам удалось сделать  много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного  реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует  норме, обозначается другим словом –  «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение  от нормы» – очень важные. Они  используются для характеристики процесса развития и социального поведения  ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия  «норма» и «отклонение» позволяют  выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и  на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Типы  отклонений

Отклонения от нормы условно  можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

Физические  отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов  в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается  нездоровым, в том числе 5-8% – с  наследственной патологией и 1-2% – с  врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными  факторами, или какими-либо внешними обстоятельства ми: тяжелой экологической  обстановкой, неудовлетворительным качеством  питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Существует довольно много  классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная  организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант  трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических  функций, элементов анатомической  структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность  – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается  нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта  или ограниченная возможность конкретного  человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной  роли, исходя из возрастных, половых  или социальных факторов.

В проекте закона РФ о  специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено  понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями  здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический  недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без  создания специальных условий для  получения образования. Также введено  понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам  относят подтвержденные в установленном  порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое  соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование  в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным. К отклонениям в  физическом развитии ребенка могут  быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения  эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм – состояние  психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это  своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности  – характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и  таланта устанавливается не по характеристикам  самих способностей, а по характеру  продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью  и другими показателями.

Хорошо известно, что у  ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к  музыке, другие – к математике, третьи – к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных  внешних условиях они приобретают  форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «...Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А.С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны  уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым  видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Причины физических и психических  отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения  на уровне биологической организации  человека встречаются не так часто – лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.

Для диагностики физических и психических недостатков создается  постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем  одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более  раннего психолого-медико-педагогического  обследования детей, и выявление  особенностей их развития в целях  установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с генными возможностями. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования – логопед, олигофрено-педагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми); а также социальный педагог и юрист. Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой, для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению, Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но безусловно, социально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение.

Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике